Из слов Рогозина стал окончательно ясен ход мысли отцов государства: оборонно-промышленный комплекс, как главное и наиболее ценное наследие СССР, не должен быть неповоротливым гигантом, тормозящим экономику, а наоборот — при должном обращении, аккуратной модернизации и привлечении частного капитала стать разгонным механизмом, который перенесет Россию наконец в XXI век, позволит сделать «интеллектуальный рывок вперед». На реализацию этих наполеоновских планов даже есть средства: три триллиона прямых государственных инвестиций в рамках федеральной целевой программы и более 20 трлн. выделенных на перевооружение армии к 2020 году. О них Рогозин сказал отдельно.
— У нас задача не только на 70 процентов обновить вооружение и военную технику в войсках, — поделился вице-премьер. — У нас еще и задача иметь к этому 20-му году не разрушенную, а, наоборот, модернизированную, современную промышленность.
Это был вполне открытый камень в огород Минобороны и его жесткой политики в отношении закупок вооружений. Промышленники на форуме очень много говорили о «рентабельности» — этим словом маскировалась прибыль. В ходе ценовых войн двух предыдущих лет ведомство Анатолия Сердюкова каждый раз вынуждало производителей поставлять товар фактически по себестоимости. В таких условиях невозможно не только обеспечить достойный уровень жизни инженерам и конструкторам, но и привлечь частный капитал.
О роли бизнеса — как крупного, так и мелкого — в будущем ОПК Рогозин говорил с особенным чувством. Малые предприятия должны будут работать на принципах аутсорса, большие же компании могут выступать как стратегические инвесторы.
Привлечение частного капитала, по мнению Рогозина, станет основой борьбы с монополизмом в ОПК.
— Монополиста надо убить как класс, — неистовствовал вице-премьер. — Расстрелять его. Экономическими методами.
Одним из таких методов станет создаваемый 29 июня Совет по государственно-частному партнерству. Через него представители частного бизнеса получат доступ к оборонным технологиям — там, где это возможно без нарушения оборонной безопасности страны.
Диверсификация и конверсия, использование военных технологий в гражданской сфере на самом деле уже развиваются достаточно успешно. Так, например, на выставке был показан инкубатор для недоношенных детей, успешно реализуемый как в России, так и за рубежом одной из компаний, входящей в концерн «Ростехнологии».
Наконец, Рогозин также указал генеральную линию, по которой под его руководством будут развиваться научная составляющая ОПК: реализация смелых и даже фантастических проектов.
— Мы просто не имеем сегодня права плестись, слепо копируя существующие образцы, произведенные на Западе, — заявил министр. — Мы их никогда не догоним, и ставить такой цели перед собой не нужно. Мы должны не догнать, а обойти их на крутом повороте, срезав острый угол.
Рогозин уточнил, что имеет в виду в первую очередь разработки в области гиперзвука, новые материалы, искусственный интеллект пилотируемой техники и стандартизацию.