— Высшая школа КПСС выпускала настоящих коммунистов. Кто выйдет из партшколы «ЕР»?
— Обучим молодежь навыкам работы в современной политике. Это будут не идеологически ограниченные люди, а политики-универсалы. Способные дискутировать, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, знающие современные технологии общения с избирателями.
— Не боитесь, что школа «ЕР» подготовит современного профессионального политика, а он потом наймется на работу в другую партию?
— Политика — дело рисковое. Когда готовишь человека для работы в своей команде — нужно быть готовым к тому, что однажды он может перейти в другую, которая будет бороться против нас. Ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы этот человек был профессионалом, тогда эта борьба будет цивилизованной. Кстати, мы планируем привлекать к преподаванию в нашей школе людей самых разных точек зрения, но при этом профессионально состоятельных.
— А если в вашу школу захочет поступить несистемщик? Допустим, Яшин. Возьмете?
— Почему бы и нет? А разве оппозиционный политик — не человек, позорное клеймо? Если он пройдет по конкурсу, готов и способен учиться — пусть приходит. К сожалению, и во власти, и в оппозиции есть политики, которые уже не способны ничему научиться. Таких не хотелось бы видеть в нашей школе. А способных надо брать, за способными партии должны бегать сами.
— Каких знаний не хватает современному единороссу?
— Я бы не стал говорить о каких-то специфических «единороссовских» знаниях. Есть знания, которых не хватает современному политику, независимо от партийной принадлежности. Сегодня требуются универсалы, способные и говорить с трибуны, и общаться в Интернете, и готовить законопроекты, и спорить с оппонентами на дебатах. К таким я бы отнес Владимира Плигина, Ирину Яровую, Андрея Макарова, Андрея Исаева. Почему бы им не передать свой опыт следующим поколениям партийцев? С помощью таких преподавателей мы будем готовить молодежь. Это пойдет на пользу не только партии, а всей политической системе.
— Будет ли в школе «ЕР» физкультура, НВП или ЕГЭ?
— Любите вы ернические вопросы! Будем в первую очередь ориентироваться на современные методы работы с избирателями, правила парламентской процедуры. Физкультура и НВП в парламентские процедуры пока еще не входят. Поэтому физкультуры, я думаю, не будет. А вот насчет ЕГЭ... Я бы предложил всем тем, кто рассуждает на тему ЕГЭ, сначала его сдать, чтобы понять, что это такое. Политикам придется обсуждать эту тему еще не один год, поэтому пусть на своей шкуре почувствуют, что это такое. Возможно, в рамках деловой игры попробуем эту процедуру на конкурсе при поступлении в школу «ЕР». А потом обсудим с ними, что бы они поменяли в этой процедуре?
— Сколько будет студентов?
— По первым оценкам, в год будем набирать 120–150 человек. Но откроются еще и региональные партийные школы. Они уже существуют в Красноярске, Ростове...
— А если желающих поступить в школу окажется меньше — будете пинками загонять?
— Будем искать. Вообще сегодня все партии ищут талантливую молодежь. Пока у нас больше 1000 заявок, то есть конкурс — 10 человек на место.
— В каком помещении расположится школа?
— А разве для современной школы необходимо покупать помещение и набирать штат завхозов и уборщиц? Есть технологии дистанционного обучения, есть офисы и приемные «ЕР», другие партийные площадки, на которых можно собираться. Но политике учатся не в классах, а во время общения с гражданами.
— Кто будет оплачивать работу школы?
— В основном партия. Кстати, я не буду получать зарплату за работу в этой школе, как и многие другие преподаватели. У депутатов нашей фракции есть уже зарплата в Думе, а курс в школе «ЕР» они могут прочитать и безвозмездно.
— И за студентов-оппозиционеров тоже партия будет платить?
— Оплатим, может быть, если он асфальтом в ОМОН не кидается. И потом всем будем говорить, на чьи средства он обучен. Чтобы народ знал своих героев. Для школы «ЕР» это будет хорошей рекламой.
— И все-таки, в чем принципиальное отличие школы «ЕР» от высшей школы КПСС?
— В высшей партшколе КПСС обучали не практическим навыкам и технологиям публичной политики, а делали акцент на аппаратной работе, вдалбливали идеологемы, принятые на очередном съезде. Это преподавание не расширяло политический кругозор, а сужало его. В конечном счете такой подход привел к тому, что «партия перестала соответствовать вызовам времени». Эти уроки любая будущая партшкола, в том числе и наша, должна будет учесть. Приходите, когда начнем работать — посмотрите изнутри. Приглашаем.