Для лидеров оппозиции и таких медийных персон, как Ксения Собчак, тотальные обыски и допросы стали потрясением и беспрецедентным вторжением в частную жизнь. А по мнению адвокатов и правозащитников, обыски проводились незаконно. Пока что оппозиционеры по-прежнему остаются в статусе свидетелей. Илью Яшина и Алексея Навального уже вызвали на повторный допрос 15 июня, а соучредителя ПАРНАСа Бориса Немцова допросят в этот день впервые. Повестку Немцову вручили прямо на сцене после его выступления 12 июня и в его присутствии обыскали квартиру возле метро «Третьяковская».
— У меня изъяли документы, технику, деньги не взяли, там была сумма, которая не тянула на взятку от Госдепа, — рассказал он «МК». — Я буду ходить на допросы, мы люди законопослушные. Дело в том, что Путин определил для себя круг лиц, которые, по его мнению, являются зачинщиками протестов: я, Навальный, Яшин, Удальцов и Собчак. Теперь на нас будут давить всеми возможными способами.
Блогер Алексей Навальный до проспекта Сахарова, как известно, так и не дошел, его допрашивали несколько часов, а затем в его присутствии обыскали офис РосПила.
У всех возник резонный вопрос: почему же Навальный не проигнорировал повестку 12 июня, как Удальцов? Алексей сообщил «МК», что не является организатором митинга в отличие от Удальцова — тот, напомним, пошел на митинг, проигнорировав повестку с «повелением» явиться в Следственный комитет, и объяснил это тем, что является одним из организаторов мероприятия 12-го числа и на нем, среди прочего, лежит ответственность за безопасность людей.
Также г-н Навальный посчитал, что его вытащили бы на допрос в любом случае и инкриминировали бы ему неповиновение, а усугублять и так непростую ситуацию в условиях жестких мер, применяемых к оппозиционерам, он считает неправильным. Между тем обыски в офисе РосПила продолжились и 13 июня, как сообщила «МК» пресс-секретарь Навального Анна Ведута. Технику на момент подписания номера оттуда пока не выносили, и что, собственно, пытаются найти в фонде по борьбе с коррупцией, — неясно.
Мы поинтересовались у адвоката Игоря Поповских, насколько правомерно проходили обыски, судя по информации, обнародованной оппозиционерами.
— Обыски в квартире у свидетелей — это законно?
— Законно, но на практике встречается довольно редко. Формально обыск может проходить у любого лица, если суд дал постановление. В квартире свидетеля могут искать вещи, добытые преступным путем или имеющие отношение к уголовному делу.
— В СМИ второй день муссируется история с изъятыми у Ксении Собчак миллионами. Конфискация денег — стандартная процедура?
— Это было бы нормально, если бы против Ксении Собчак возбудили дело по экономическим статьям, например, за мошенничество или неуплату налогов, но, раз речь идет об организации массовых беспорядков, при чем тут деньги медийной персоны, которая, очевидно, много зарабатывает и может объяснить их происхождение, — неясно. Можно предположить, что деньги предназначались для взяток или для оплаты специально нанятых провокаторов, но это домыслы из разряда фантастических.
— Деньги должны вернуть?
— Если это улика, то следователи обязаны составить протокол осмотра и провести проверку в течение 30 дней, судьба денег будет зависеть от ее исхода. Если не улика, то Ксения должна получить изъятые средства в самое ближайшее время.
— У Собчак, по ее словам, изъяли загранпаспорт, это допустимая мера?
— Изъятие загранпаспорта у свидетеля незаконно, поскольку к нему не могут в качестве меры пресечения применить подписку о невыезде.
— Сергей Удальцов рассказал, что у него забрали мобильный телефон и не разрешали позвонить даже адвокату, — тоже незаконно?
— Конечно, это прямое нарушение Закона «О полиции», которым оперативники должны руководствоваться. На звонок имеет право даже обвиняемый, а по отношении к свидетелю такие ограничения вообще не должны применяться. Я лично не занимаюсь этим делом и даю экспертную оценку ситуации, но очевидно, что полиция действует странно. При обвинениях в организации массовых беспорядков главная улика, по сложившейся практике, — слова, призывы, либо озвученные, либо опубликованные в Интернете, а не содержимое шкафов или даже мобильных телефонов. Пример организации массовых беспорядков — выступление Ленина с броневичка.