Недавно была обнародована информация о том, что 6 стран, не входящих в ЕС, в том числе Сербия, поддержали санкции Брюсселя против Белоруссии. Сомнительный триумф дипломатии Кэтрин Эштон обернулся вопросами к Белграду. Ведь всего две недели назад, во время визита в Москву, Николич говорил о заинтересованности в сербской интеграции в Евразийский Союз, одним из членов которого является Белоруссия. Объяснить данный факт можно тем, что Николич, только вступивший в должность, без правительства, до сих пор не сформированного, никак не мог повлиять на принятое его предшественником решение. Санкции были согласованы еще 23 апреля, так что ответственность за них несет предыдущий кабинет.
Будучи оппозиционером, Николич предлагал множество вариантов решения накопившихся проблем, в том числе проблемы Косова. Теперь у него появилась возможность их решить.
Во-первых и в-главных, это проблема сохранения территориальной целостности страны и поиск решения по сербским анклавам в Косове. С новым президентом-патриотом Белград не может отказаться от поддержки своих граждан на Севере Косова. Николичу придется искать алгоритм непризнания сепаратистов и поддержки сербов Косовской Митровицы в контексте продолжения диалога с Евросоюзом. Одним из условий обретения Сербией статуса кандидата в члены ЕС было поэтапное признание де-факто независимости Приштины — начиная с согласия Белграда на присутствие представителей республики под именованием «Косово» на всех региональных и международных конференциях, заканчивая передачей функций контроля на сербско-косовской административной границе албанским подразделениям. Попытаться отыграть ситуацию назад — значит, поссориться с Брюсселем. Но и оставлять все как есть — значит соглашаться на отделение исконно сербской провинции. Найти компромисс между Сциллой Евросоюза и Харибдой наркорежима Хашима Тачи — задача не из простых. В ее решении Николичу явно не помешала бы поддержка Москвы.
Во-вторых, вектор евроинтеграции Белграда не должен входить в противоречие с российско-сербским сотрудничеством. Отрадна твердость избранного президента в утверждении нейтрального статуса Сербии и недопустимости членства страны в НАТО. При этом вызывают настороженность слова представителя Еврокомиссии в Сербии Венсана Дежера о «желательности пересмотра двусторонних экономических отношений с Россией». Уверен, что Томиславу Николичу хватит мудрости не поддаваться на подобные провокации.
Товарооборот с Россией постепенно выходит на 4 миллиарда евро — почти половина годового бюджета Сербии. В свете открывающихся перспектив увеличения экономического взаимодействия после прихода новой власти в сфере банковского и инвестиционного сотрудничества, энергетики и сельского хозяйства режим беспошлинной торговли между нашими странами должен быть сохранен и расширен.
Привлечение российских инвестиций и создание благоприятного климата для российских компаний в Сербии должно стать одной из главных точек нашего сотрудничества. 800 миллионов долларов кредита России Сербии, о чем Томислав Николич договорился с Владимиром Путиным, должны существенно помочь сербской инфраструктуре. У «РЖД» есть интерес в инвестировании до 400 миллионов евро в обновление сербской железнодорожной сети. Балканы являются ключевым регионом прокладки «Южного потока», и реализация этого проекта позволит вывести наши отношения на новый уровень. Сегодня — газ, завтра — металлы, послезавтра — высокие технологии. Главное — наличие коридоров.
Роль и место России в будущем мире во многом зависят от реализации двух геополитических маршрутов — Северного и Южного. Ось «Москва—Берлин» должна дополняться осью «Москва-Белград». Окно возможностей «Белград—Москва» сегодня стало еще больше, и я уверен, что президент Николич не будет упускать время для их реализации, а ошибки предшественников будут скоро исправлены.
Александр Бабаков, депутат Госдумы, член Комитета по международным делам