Все 20 принятых поправок подписаны группой авторов во главе с председателем комитета Владимиром Плигиным и при участии Александра Сидякина, «как бы автора» (авторы — за кремлевской стеной, убеждены в Госдуме). Первоначально предполагалось поднять планку штрафов для граждан с нынешних 5 тысяч рублей до 1 млн. рублей. Но чтобы не нервировать и без того нервных россиян, до 300 тыс. для граждан и 600 тыс. — для должностных лиц задрали максимум лишь по некоторым составам. А именно: статьям 5.38 («Нарушение законодательства о собраниях, митингах...»), 20.2 («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собраний, митингов...»), новой, специально для любителей «оккупировать» какой-нибудь бульвар либо погулять по нему с писателями, статьи 20.2.2 («Организация массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекшего нарушение общественного порядка»), 20.18 («Блокирование транспортных коммуникаций») и 20.25 («Уклонение от исполнения административного наказания»).
Зампред комитета Дмитрий Вяткин («ЕР») после заседания объяснил корреспонденту «МК» необходимость введения повышенной ответственности за правонарушения, связанные с протестами: «Ситуация такова, что мы вынуждены на нее достаточно оперативно реагировать». Пообещав, впрочем, осенью попробовать создать рабочую группу, которая прошерстит весь КоАП на предмет обнаружения статей с недостаточно низким и потому не выполняющим профилактическую функцию наказанием. Жаль, «корифеев» — специалистов по административному праву, посетовал он, в России раз-два и обчелся. На вопрос: «Советовались ли с корифеями при работе над этим законопроектом?» — депутат ответил: «Мы сделали все на свой страх и риск».
В качестве альтернативного вида наказания за вышеназванные правонарушения предлагаются бесплатные обязательные работы на срок от 20 до 200 часов (не больше 4 часов в выходной день и 2 часов — в рабочий). Где будут трудиться приговоренные — решат органы местного самоуправления. Беременным, женщинам с детьми в возрасте до 3 лет, сотрудникам правоохранительных органов махать метлой запрещено, «пожалели» и инвалидов первой и второй групп: им придется платить.
Сколько? «Простое» нарушение порядка проведения мероприятия организатором обойдется гражданину в 10–20 тыс., а партии или движению — в 5 раз больше. Несанкционированная акция встанет в 20–30 тыс. для гражданина-организатора и 70–200 тыс. для организации. «Действие (бездействие)», повлекшее «создание помех в движении пешеходов и транспортных средств», а также превышение норм заполняемости территории повышают ставки до 30–50 тыс. и 250–500 тыс. Причиненный в результате «действия (бездействия) вред здоровью и (или) имуществу» поднимает планку штрафа до 150–300 тыс. Сейчас КоАП не предусматривает наказания для юридических лиц за нарушения при проведении массовых акций — за все платят подавшие заявку граждане. Но теперь судья сможет сам решать, кого считать организатором, — со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Против предложений «ЕР» выступали зампред комитета, коммунист Вадим Соловьев и справороссы Илья Пономарев и Дмитрий Гудков. Особенно заинтересовало их намерение наказывать штрафом в 10–20 тыс. руб. или обязательными работами до 50 часов тех, кто организовал «не являющееся публичным мероприятие массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, а также предварительная агитация и (или) призывы граждан к одновременному пребыванию и (или) передвижению в общественных местах», повлекшее нарушение общественного порядка, санитарных правил, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению пешеходов или транспорта, «доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры». Организатор здесь — тот, кто «фактически выполнял организаторско-распорядительные функции». А «предварительная агитация» — сообщение гражданам, в том числе через Интернет, о месте, времени и целях проведения «массового одновременного пребывания граждан».
«День пограничника только что отметили, впереди — День ВДВ. Значит, для десантников мы сделаем исключение? А массовые выходы на улицы после побед нашей сборной?» — спросил г-н Соловьев. Десантников и фанатов трогать никто не хотел.
Дмитрий Гудков попросил объяснить, не «заметут» ли свадьбу, если она будет превращена в политический перформанс, — мол, г-н Сидякин в одном интервью сказал, что такая свадьба тоже подпадает под статью. «А если и жених, и невеста — политики? У меня в июле свадьба, и я беспокоюсь», — пояснил он. «Надеюсь, вы нас всех пригласите», — пошутил г-н Плигин.
Еще г-на Гудкова интересовало, можно ли будет ходить на уличные акции в противогриппозных повязках (запрет скрывать лицо масками и «иными средствами маскировки» появился в законопроекте ко второму чтению). Нельзя, ответили ему единороссы. А если главный санитарный врач объявил эпидемию, лучше вообще сидеть дома...
Вообще лучше сидеть дома — такой вывод должны сделать граждане, прочитав законопроект.