Все понимают, что административное правонарушение — это не преступление, то есть деяние заведомо менее общественно опасное, и потому наказание за него не столь сурово, а процедура определения степени вины не так сложна. Сейчас статья 3.5 Кодекса об административных правонарушениях («Административный штраф») гласит, что денежное взыскание «устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб.». Минимальный административный штраф — 100 руб. Так как 5 тыс. — сумма большая, но посильная даже для пенсионера или бюджетника в депрессивном регионе, о праве наказанного на рассрочку при уплате штрафа в КоАП не говорится.
В статье 46 УК прописано, что такой вид наказания, как штраф, «устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб.» (не считая кратных штрафов для взяточников или случаев, когда денежное взыскание исчисляется, исходя из размера зарплаты осужденного или его годового дохода). Причем специально оговорено: судья при определении размера штрафа должен исходить не только из степени тяжести преступления, но и учитывать имущественное положение семьи осужденного, а в особых случаях может приговорить к выплате штрафа в рассрочку сроком на 5 лет.
Теперь ради достижения искомой цели — зачистки улиц от недовольного населения — решено резко поднять максимальный размер административного штрафа для физлиц. До миллиона, как предлагают авторы законопроекта, или до 300 или 500 тыс., как обещают в думском Комитете по конституционному законодательству, — не суть важно, для подавляющего большинства россиян обе цифры за гранью реальности. При этом никаких оговорок про имущественное положение привлеченного к ответственности или о праве на рассрочку не делается — куда там, в такой-то спешке!
Что получаем в результате? За превышение численности участников массовой акции, не повлекшее за собой никаких фатальных последствий (за массовые беспорядки у нас карает, и большими сроками, Уголовный кодекс) — штраф до 300 тыс., а за преступление вроде нарушения правил безопасности при строительстве, проектировании, размещении объектов ядерной энергетики, "если это могло повлечь за собой смерть человека или загрязнение окружающей среды«(!!!) — штраф в 200 тыс.? «Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения» (энергетики, связи, водоснабжения) из корыстных или хулиганский побуждений, уголовка в чистом виде, может стоить осужденному 100–150 тыс. рублей штрафа — меньше, чем случайный выход митингующих на проезжую часть?
Какая тогда разница между преступлением и правонарушением? Это первый вопрос. Второй вопрос не менее интересен: ПОЧЕМУ самыми общественно опасными правонарушениями у нас стали считаться именно нарушения порядка организации и проведения митингов? И, наконец, если нынешняя система штрафов действительно устарела, почему бы не пересмотреть КоАП и и УК в комплексе, осторожно и после тщательной экспертизы?
Стоит призадуматься тем, кто считает, что «так им, смутьянам, и надо», и уверен, что их, лояльных власти на 146%, все это не касается. КоАП в таком виде долго не просуществует, не сомневайтесь. Ящик Пандоры открыт. Единороссы уже внесли в Госдуму законопроект, повышающий до 30–50 тыс. руб. штраф для граждан за незаконную продажу алкоголя несовершеннолетним (сейчас 3–5 тыс.). Может, так им, продавцам, и надо. Но...
Между прочим, депутаты очень любят вносить изменения в статьи, карающие за нарушение правил дорожного движения. Очень любят. И если раньше их фантазия ограничивалась верхним пределом в 5 тыс., то теперь разгуляться есть где.