В воскресенье 20 мая эти политические тяжеловесы сошлись в борьбе за президентское кресло уже в третий раз. Две предыдущие гонки в 2004-м и 2008-м выиграл лидер демократов Тадич, который стоял у руля руководства страны восемь лет. Четыре года назад Николич отнял победу у своего соперника в первом туре, но проиграл решающую битву во втором. И вот, наконец, перевес оказался на его стороне.
Сказать, что такой исход голосования стал неожиданностью, значит, ничего не сказать. В понедельник утром многие сербские газеты вышли с опозданием — очевидно, переписывали передовицы. Все аналитики, не сомневаясь, отдавали предпочтение Борису Тадичу, досрочно покинувшему президентское кресло ради того, чтобы совместить выборы главы государства и парламентариев.
Объявив в апреле о своей отставке, Тадич, помимо экономии бюджетных средств, вероятно, преследовал и другую цель: начать предвыборную кампанию сразу же после того, как под его руководством страна получила статус кандидата в члены Евросоюза. Собственно, основную ставку в своих предвыборных речах «западник» Тадич и делал на евроинтеграцию. И в первом туре ему удалось обойти остальных претендентов на президентское кресло.
Особенностью президентской кампании 2012 года стало то, что на первом этапе гонки главные претенденты буквально дышали друг другу в затылок. При подсчете голосов было до последнего не ясно, на чьей стороне симпатии избирателей. СМИ отдавали победу то одному, то другому кандидату. В итоге с небольшим разрывом менее чем в полпроцента первым оказался экс-президент Тадич. Тогда же, 6 мая, Сербская Прогрессивная партия Томислава Николича стала победителем на парламентских выборах. Однако эксперты были уверены: эта победа не принесет больших политических дивидендов ни ему лично, ни его соратникам, поскольку демократы не замедлили объединиться с социалистами в коалицию, составили парламентское большинство. Более того: лидер социалистов Ивица Дачич, ставший третьим на президентских выборах 6 мая, призвал своих сторонников во втором туре поддержать Бориса Тадича. Для Дачича такой жест стал практически гарантией получения кресла премьер-министра, а для Тадича, как считали политологи, — гарантией победы. Сразу после заключения альянса демократов с социалистами, эксперты посулили экс-президенту победу 20 мая с разрывом не менее 15%.
Впрочем, прогнозы не оправдались. И козырная карта Бориса Тадича — кандидатство в ЕС — не смогла побить недовольство избирателей внутренней политиков. Сербы проголосовали против безработицы на уровне 25% и провала экономических реформ. К тому же подавляющее большинство жителей страны критиковали экс-президента за то, что платой за евроинтеграцию стало фактическое признание Косова: 6 мая согласно требованиям Евросоюза Сербия не проводила на севере автономного края выборы в органы местного самоуправления.
Впрочем, победа Томислава Николича вовсе не означает, что страна отказывается от вступления в ЕС. Несмотря на годами складывавшийся имидж националиста, глава блока «Сдвинем Сербию» в ходе кампании неоднократно подчеркивал свое намерение сохранить курс на евроинтеграцию. Более того, незадолго до выборов он посетил Германию, где встречался с представителями политической элиты и бизнеса. Первым же визитом избранного президента в новом качестве, как ожидается, станет визит в Москву.
Светлана Иванова, собкор «МК» в Белграде