Сократить число мигалок, напомним, Владимир Путин обещал в ходе своей предвыборной кампании. Соответствующий указ президент подписал 19 мая. Безусловно, спецсигналы останутся на всех машинах экстренных служб — пожарной охраны, полиции, «скорой», спасателей, а также военной автоинспекции. При этом в указе отмечается, что машины с мигалками должны быть обозначены «специальными цветографическими схемами на наружной поверхности». А использовать их можно исключительно «для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан». А это значит, что теперь никто из начальников вышеперечисленных служб не будет иметь права, например, поехать с мигалкой домой — по разделительной полосе или встречке, как это зачастую происходит сейчас.
Другим ведомствам придется поснимать часть своих «крякалок» и «ведерок»: в ФСБ РФ останется 197 таких машин, в МВД — 100, в Государственной фельдъегерской службе — 60, в Генпрокуратуре — 30, в СК РФ — 12, в Минобороны — 20. В правительстве останется 28 авто со спецсигналами, в Администрации Президента — 20, в Совете Федерации — 5, в Госдуме — 8. Оставят мигалки и руководителям субъектов Федерации, всего 83. Но с оговоркой: губернаторы смогут пользоваться спецсигналами только в своих «владениях».
А вот СВР, ФСКН, ГУСП, Управделами президента, ФАС, Росфинмониторингу теперь будет положено всего по одному такому автомобилю.
Больше всех не повезло аппарату правительства, высшим судам, некоторым министерствам, федеральным агентствам и службам, Центризбиркому и региональным законодательным властям: у них вообще отобрали привилегии на дорогах.
Выдавать разрешения на установку звуковых и световых сигналов, а также контролировать их использование будет МВД РФ. В этой связи интересно будет посмотреть, как сами полицейские начнут исполнять требования президента. Сделать это можно уже вечером 1 июля, например, стоя в огромной пробке на Большой Якиманке, где каждый день в час пик по разделительной полосе то и дело проносятся машины с Житной.
Некоторые эксперты оценили сокращение мигалок положительно и выразили надежду, что на этом борьба с несправедливо розданными привилегиями не закончится. Другие надеются, что теперь, когда еще больше чиновников «спустятся на грешную землю», это как-то подстегнет власти улучшить ситуацию на дорогах.
Третьи же были гораздо менее оптимистичны: «Ну и снимут с них эти мигалки. Что изменится? Дадут взамен полицейское сопровождение. И покатят все эти крутые по Москве с теми же самыми спецсигналами, только в сопровождении машин ГИБДД», — посетовал «МК» один из инспекторов дорожного движения.
Между тем в Госдуме, где на сегодняшний день 12 машин со спецсигналами, а останется 8, в ближайшие дни руководству нижней палаты, Совету Думы придется решать сложный вопрос, кого дорожной привилегии лишить. Сейчас право ездить с мигалкой имеют первые вице-спикеры Александр Жуков («ЕР») и Иван Мельников (КПРФ), вице-спикеры Игорь Лебедев (ЛДПР), Николай Левичев («СР»), Андрей Воробьев, Сергей Неверов, Олег Морозов и Людмила Швецова (все — единороссы), лидеры фракций (Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов) и глава аппарата Госдумы Джахан Поллыева. Справороссы Сергей Миронов и Николай Левичев уверяют, что положенные им спецсигналы не берут и не используют из принципиальных соображений. Спикеру Госдумы, как охраняемому ФСО лицу, проблесковый маячок не нужен — со спецсигналами ездит сопровождающий его эскорт.
Кстати, в Госдуме давно лежат без движения два законопроекта, предлагающих отобрать у правительства право регулировать численность спецсубъектов на дорогах. Один из них, внесенный Советом Федерации, исходит из того, что спецсигналы должны остаться лишь у правоохранительных органов и различных служб спасения, а также ФСО. Если высшему должностному лицу положена госохрана, его автомобиль будут сопровождать автомобили со спецсигналами. Второй законопроект, внесенный депутатами-справороссами, предлагает закрепить законом право на спецсигнал лишь для президента и главы правительства и оставить его на автомобилях с голографическими опознавательными знаками вроде «скорой помощи» или пожарных.