Может быть, дело в том, что Олимпиада в Ванкувере уже подзабылась, а в Сочи — еще не скоро?
Виталий Мутко пошел по тому же пути, что и его начальник по правительству Владимир Путин: отчитывался перед парламентом сразу за 4 последних года. Главное достижение, сказал министр, — «стабилизация ситуации и положительные тенденции в развитии физкультуры и спорта». На нужды спорта в 2012 году выделено 51,2 млрд. рублей (в 2 раза больше, чем в 2008-м), еще 200 млрд. подкинули субъекты Федерации, общее количество спортсооружений в стране увеличилось на 21 тысячу. На душу населения по спортивной части в 2008 году приходилось 800 рублей госрасходов, а сейчас — 1700...
Сравнение абсолютных денежных показателей без учета инфляции мало о чем говорило. К тому же общая пропускная способность всех этих сооружений — лишь 6 млн. 600 тыс. человек, признал докладчик, что маловато для страны с населением в 140 миллионов. Массовым спортом в организованной форме в 2011 году занималось 30 млн. человек, на четверть больше, чем в 2008-м, но физкультурой и спортом охвачено лишь 3% инвалидов, 13% «занятых в экономике» и 3% граждан старше 60 лет. А третий урок физкультуры в школах ввели, но «образовательный стандарт по этому предмету слабенький»... «Какому спорту вы отдаете приоритет — школьному или дворовому?» — поинтересовалась Ирина Роднина («ЕР»). «Школьному», — ответил министр, а так как каждой школе не под силу создание многопрофильного спорткомплекса, будут строить один на примерно пять школ.
Перспективы выступления России на Олимпиаде в Лондоне министр оценил умеренно-оптимистично: «Мы достаточно конкурентоспособны по летним видам спорта». А вот в Сочи... «В зимних видах спорта мы имеем непростую ситуацию, которая складывалась годами. И винить в этом кого-то персонально очень сложно. Делать обещания рано, но конкретные задачи перед нами поставлены и будем стараться их выполнять», — уклончиво сказал он.
«Переход на европейский календарь осень-зима привел к снижению зрелищности футбола. Спортсмены с красными носами и в перчатках!» — возмущался г-н Тарасюк (ЛДПР). Стадионы, на которых можно играть в декабре, должны быть крытыми, а у нас только две такие площадки — в Москве и Петербурге, ответил министр. И никаких изменений к лучшему ждать не приходится: «Климат мы изменить не можем, а строительство крытых стадионов в программе подготовки к чемпионату мира-2018 не предусмотрено».
«Может, чем проводить Олимпиаду, расходы на которую эксперты оценивают в 2 трлн. рублей, и чемпионат мира по футболу, лучше потратить деньги на создание в школах настоящих, европейского уровня спортзалов?» — задал философский вопрос Валентин Свиридов (ЛДПР). «Не буду анализировать сумму, которую называют эксперты, но официальные 230 млрд. рублей будут потрачены на спортивную инфраструктуру, и это 20% от всех расходов, остальные средства пойдут на модернизацию Сочи и создание там туристского кластера, — заявил г-н Мутко, — а чемпионат мира по футболу поспособствует развитию 11 регионов». Кстати, глава думского Комитета по спорту Игорь Ананских в своем выступлении отметил, что до сих пор правительство не внесло на рассмотрение парламента законопроект о проведении этого самого ЧМ-2018, хотя обещало сделать это в первом квартале 2012 года. Виталий Мутко никак не отреагировал на это замечание.
В заключение вопрос задал Николай Валуев («ЕР»): «В законе о физкультуре и спорте 1999 года была статья о социальной защите спортсменов, а в законе 2007 года этой статьи уже просто нет, она была выброшена! Что собирается делать министерство в этой связи?». «Мы планируем такой раздел в закон ввести и работаем над концепцией социальной адаптации спортсменов после окончания выступлений», — обрадовал министр. А мог бы посоветовать г-ну Валуеву поинтересоваться у коллег по фракции, почему они в 2007 году решили забыть про социальную защиту спортсменов...