В своем докладе Геннадий Зюганов подчеркнул: «Путин, его „вертикаль“ и его режим просто не могли позволить состояться второму туру выборов». А его первый зам. Иван Мельников, проанализировав основные виды манипуляций и фальсификаций, сделал вывод: они добавили победителю не менее 15% голосов — и «если бы выборы были честными, второй тур был бы неизбежен».
Глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев рассказал «МК», что в выступлениях некоторых представителей региональных организаций на пленуме звучали предложения все-таки подать иск в Верховный суд РФ об отмене результатов выборов 4 марта. «Вопрос еще не решен, но я лично считаю, что подавать такой иск не следует — заведомо известно, каким будет решение Верховного суда, и оно лишь еще раз подтвердит вывод Центризбиркома о легитимности выборов», — сказал он. А вот «большой» иск об отмене результатов выборов в Госдуму, по мнению г-на Соловьева, готовится, но полностью все материалы будут обработаны «не ранее лета».
Г-н Зюганов признал, что неизменность итогов федеральных кампаний последних 4 лет (12–13 млн. голосов за КПРФ) говорит об исчерпанности нынешней организационной, электоральной и мобилизационной базы партии. Нужно работать с пролетариатом, призвал лидер партийцев. Еще один потенциальный союзник левых, по версии лидера КПРФ, — «мелкий предприниматель», в котором в российских условиях преобладает «полупролетарское трудовое начало». «Забойная», как выразился он, агитация, широкое использование ее новых форм (вроде граффити, Интернета и видеороликов) должны помочь донесению до избирателя нового образа партии — «волевой организации», способной действовать быстро и нестандартно.
Досрочных думских и президентских выборов исключать в ситуации обостряющегося кризиса власти нельзя, заявил г-н Зюганов, но «состояние партии, ее общая численность, возрастной состав, да и уровень подготовки части товарищей не гарантирует должного противодействия государственной машине тотальных фальсификаций». Чтобы проконтролировать ход голосования и подведения его итогов на 100 тысячах участков, нужно «не менее 400 тысяч бойцов, готовых выносить нагрузки по 30–40 часов подряд», продолжил он, дав понять, что преимущественно пожилой партийный актив на подобное просто физически неспособен. Действующих членов КПРФ и ее активных сторонников требуется не менее полумиллиона человек, сделал вывод лидер.
Вопрос об отношении к тем, кто выходил на Болотную и Сахарова, обойти стороной было нельзя. «Откровенно прозападные силы провели мобилизацию, скрываясь под лозунгом за честные выборы, и путинисты воспользовались этим в своих интересах», — вынес свой приговор Геннадий Андреевич. КПРФ должна противопоставить «либеральному» протесту свой, левый уличный протест, говорилось на пленуме, и стать центром притяжения «здоровых левых сил». Слова благодарности прозвучали с трибуны в адрес Сергея Бабурина, Юрия Болдырева, Михаила Веллера и Сергея Удальцова, поддержавших кандидатуру Зюганова на президентских выборах. Двух первых из этого списка председатель КПРФ видит во главе Конституционного собрания — оно, по его мнению, должно разработать новую Конституцию. Фракция КПРФ в ближайшее время намерена написать и внести в Госдуму свой вариант законопроекта о Конституционном собрании, альтернативный тому, что подготовит Администрация Президента.
После не столь удачного, как хотелось бы руководству КПРФ, выступления ее лидера на президентских выборах пошли слухи о том, что Геннадий Зюганов будто бы может (или должен) уйти со своего поста в партии. «Не надо заглатывать этот крючок», — призвал коллег Иван Мельников, назвав все разговоры на эту тему «заказной атакой», призванной «столкнуть людей лбами» и ослабить партию.