Получив в сентябре 2011 года от президента публичное предложение подать в отставку, Кудрин сразу бросился звонить Путину. Однако, по данным из осведомленных источников, соединиться с премьером ему так и не удалось. А когда два политика через некоторое время увиделись, ВВП осыпал Кудрина упреками: «Ты меня подвел!»
В современной российской политической конструкции «подвести Путина» означает подписать себе путевку на вылет. Однако быстро выяснилось, что уволенный Кудрин нужен Путину едва ли не больше, чем Путин Кудрину. В условиях непростой экономической ситуации в мире адекватной замены такому специалисту, как Алексей Кудрин, просто не нашлось. И руководству экономического блока правительства было строго-настрого сказано: «Делайте так, как скажет Кудрин!»
В конце года, по нашим данным, уволенному министру финансов было сделано и конкретное предложение новой работы. ВВП предложил Кудрину должность председателя Центрального банка. Занимающий сейчас этот пост Сергей Игнатьев уже достиг постпенсионного возраста в 64 года. Кроме того, являясь другом и единомышленником Кудрина, он был с радостью готов уступить ему свою должность.
Согласно плану Путина, Кудрин должен был рулить экономикой России с должности председателя ЦБ. В теории это было бы возможно. Но Кудрин ответил ВВП категорическим отказом. Пробыв два последних десятилетия на государственной службе, экс-шеф Минфина почувствовал всю прелесть роли свободного политического игрока.
По рассказам близких к Кудрину людей, его давней мечтой было создание в России сильной правой партии. И в течение всех последних месяцев он плотно общался со всеми ключевыми деятелями из этого лагеря. Желание быть «модератором правых» у Кудрина по-прежнему не пропало. Однако чисто партийный путь продолжения политической карьеры для Кудрина заведомо проигрышный.
В российской политике партии пока имеют глубоко второстепенное значение. Кроме того, Кудрин не трибун. Если экс-глава финансового ведомства объявит себя партийным вождем, он рискует затеряться в толпе. Видимо, поняв все это, Кудрин решил играть на той поляне, где ему нет равных.
По замыслу бывшего путинского зама, его новой нишей станет создание позитивной повестки дня. Алексей Кудрин быстро раздобыл деньги, необходимые для создания крупного экономического НИИ. Он уже обосновался в новом офисе в бизнес-центре в районе «Олимпийского». Находясь там, Кудрин намерен выдавать конкретные экономические рецепты — куда должна двигаться страна. Ясно, что эти рецепты далеко не всегда будут совпадать с тем, что предлагает Медведев.
А теперь давайте еще раз окинем взором правительственный пейзаж после формирования нового состава кабинета министров. В Белом доме будет восседать премьер, не обладающий никаким опытом управления экономикой.
Вокруг премьера, конечно, будет несколько близких ему людей типа Дворковича, которые в экономике что-то понимают. Но их будет очень немного. Своей большой экономической команды у Медведева просто нет. Кроме того, большинство членов кабинета министров будут ставленниками Путина. Вновь радикально изменятся и отношения между Кремлем и Белым домом. Времена, когда правительственные клерки небрежно отбрасывали указания из Кремля, уйдут в прошлое в момент инаугурации Путина. Новый президент возьмет правительство под свой очень плотный личный и разносторонний контроль.
Но возвращения к эпохе безвластных премьеров Фрадкова и Зубкова тоже не будет. Да, премьер Медведев даже в случае бунта не способен нанести ВВП такого политического ущерба, как президент Медведев. Но Дмитрий Анатольевич — это по-прежнему политик с большими амбициями и полный мыслей о будущем. Он может многое простить своему «политическому родителю» Путину. Но он не намерен ничего спускать другим «политическим сыновьям» ВВП. И под первым номером в списке людей, которым Медведев не намерен ничего спускать, значится Кудрин.
Получается, что в верхах возникает ситуация запрограммированного конфликта. Путин не перестанет смотреть на Кудрина как на своего экономического гуру и как на человека, которого обязательно нужно вернуть в команду. А Кудрин никогда не согласится покаяться перед Дмитрием Анатольевичем.
В уходящем политическом сезоне в России было два политика из высшей лиги. В следующем их по-любому будет три. И в их игре точно не победит дружба.