Уже вечером в воскресенье, когда закрылись избирательные участки и в штабы кандидатов от наблюдателей стали поступать первые результаты подсчета голосов, стало ясно, что Леонид Тибилов уверенно лидирует, но предстоит второй тур. Интрига состояла лишь в том, кто именно выходит во второй тур — Медоев или Санакоев. В штабе лидера коммунистов Станислава Кочиева царило тихое уныние: даже его сторонникам было понятно, что кандидату, который в последнее время испытывал серьезные проблемы со здоровьем, рассчитывать особенно не на что.
Дмитрий Медоев со своими сторонниками ожидал первых результатов в холле Республиканской библиотеки: здесь они арендовали помещение под штаб. Многие эксперты полагают, что именно на г-на Медоева сделали ставку «кураторы» Южной Осетии в администрации президента РФ. На мой взгляд, главной ошибкой дипломата было то, что он эти слухи не только активно не опровергал, но как бы и гордился званием «кандидата Кремля». Однако Южная Осетия после ноябрьских событий сильно изменилась. В результате допущенных Москвой ошибок традиционная лояльность осетин подверглась серьезным испытаниям. В этой ситуации кандидату не стоило афишировать свои московские связи и допускать, чтобы его раскруткой занимались интернет-ресурсы, созданные под премьера Бровцева.
Уже по тому оживлению, которое царило в штабе Леонида Тибилова, было понятно, кто победитель. Подъезжали все новые и новые машины, люди толпились в коридорах, носились по лестницам, куда-то звонили, записывали поступающие с участков данные. «Мы опять побеждаем!» — говорил Родион Сиукаев, бывший на прошлых выборах доверенным лицом Аллы Джиоевой. У Тибилова можно было заметить и других оппозиционеров, в том числе людей, близких к Дзамболату Тедееву. Хотя г-н Тедеев не делал никакого официального заявления, здесь всем известно, что он поддерживал на этих выборах Леонида Тибилова. Утверждают, что экс-главу КГБ поддержал также московский предприниматель Альберт Джуссоев. Слухи о поддержке со стороны бизнесмена Гочи Дзасохова сам г-н Тибилов отрицает. В беседе с обозревателем МК он заявил: «Я Гочу Дзасохова видел 12-13 лет тому назад. Мои люди тоже с ним не контактировали. Так что все это абсолютная чушь. Я не позволю себе, чтобы меня окружали люди, неприемлемые для моего народа. А у нашего общества отношение к людям из Грузии не совсем позитивное».
В понедельник около 10 утра председатель ЦИК Белла Плиева объявила предварительные результаты: у Тибилова — 42,48%, Медоев и Санакоев набирают 24,3% и 24,8% соответственно, Станислав Кочиев 5,3%. Против всех — 0,8%. Таким образом, во второй тур выходят Тибилов и Санакоев. Данные тибиловского штаба отличаются от данных ЦИК незначительно. Весь вопрос в том, смирится ли с поражением Медоев, отрыв которого от Санакоева минимален. В штабе Тибилова заявляли о массовом подкупе избирателей, которых привозили из Владикавказа для голосования в село Рук. Якобы подкупали в пользу Давида Санакоева. Однако сторонники Тибилова подавать жалобы не будут, так как результаты их устраивают.
Впрочем, как сложится второй тур, предсказать трудно. Все зависит от того, сумеет ли г-н Санакоев убедить посла и лидера коммунистов «передать» им свой электорат. Если они все трое объединятся против г-на Тибилова, он проиграет. Проблема в том, что некоторые люди считают Давида Санакоева человеком из команды Эдуарда Кокойты. И опасаются, что путем такой хитро выстроенной многоходовки экс-президент вернется к власти.
«Я не буду идти против своего народа»
Накануне выборов Давид Санакоев дал эксклюзивное интервью «МК»
— Почему вы решили идти на выборы?
— Я долго принимал это решение. Ведь это очень ответственный шаг. Поэтому я зарегистрировался одним из последних.
— Как вы лично относитесь к событиям, произошедшим в ноябре и к тому факту, что выборы президента все-таки уже состоялись?
— Эти события очень негативно отразились на Южной Осетии, на нашем обществе. Общество фактически раскололось. Несомненно, Алла Алексеевна набрала наибольшее количество голосов, однако Верховный суд признал, что выборы не состоялись. Потом парламент принял решение о проведении выборов 25 марта. Вопрос в том, насколько народ воспринял решения суда и парламента. Я точно знаю одно: наш народ мудрый, он прекрасно понимает, что для того, чтобы что-то изменилось в лучшую сторону, необходимо провести эти выборы. Надо выбрать президента и продолжить строить наше государство.
— Ощущается ли на этих выборах давление со стороны Москвы?
— Я никакого давления не ощущаю. Мы встречаемся с народом, объясняем ему, что и как хотим сделать, говорим, что необходимо снова объединиться, чтобы построить крепкое государство. В 90-е годы, во время агрессии Грузии, люди буквально с палками в руках прогнали врага. Тогда общая беда всех объединила. Это сила духовная, объединяющая народ.
— Есть мнение, что из всех нынешних кандидатов именно вы ближе всего к команде экс-президента Кокойты. Насколько это верно?
— А кто из кандидатов с ним не работал? Я работал, не отрицаю. Но и Станислав Яковлевич работал, и Дмитрий Николаевич, и Леонид Харитонович. Так говорят люди, которые помнят, как Эдуард Джабеевич перед ноябрьскими выборами обнял Анатолия Бибилова, после чего Анатолий Ильич проиграл выборы. Так говорят мои недоброжелатели, которые не хотят, чтобы я стал президентом. Даже взглянув на наш штаб, можно понять, что у нас меньше денег, чем у некоторых других кандидатов. Тот, кто хочет стать президентом, не будет нести на себе такую тяжесть, как бывшая власть, против которой восстал народ. Я не буду идти против своего народа. Потому что я живу и буду жить здесь. Я люблю свою страну, и поэтому стоял с оружием в руках, поэтому защищал права наших граждан.
— Что вы считаете наиболее важным из того, что вы сделали как правозащитник?
— Очень трудно назвать что-то одно. Если сейчас я начну перечислять, скольким людям мы помогли улучшить условия содержания в тюрьме, решить жилищные проблемы, скольких захваченных грузинами людей мы вернули домой. После войны 2008 года мы вернули 45 пленных, а всего около 200 человек, если считать с захваченными после войны.
Марина ПЕРЕВОЗКИНА, Цхинвал