Результаты выборов обычно фальсифицируются, чтобы увеличить количество голосов, поданных за тех участников, которые представляют действующую власть. Но это не единственное их предназначение. С помощью фальсификаций можно решать и более сложные задачи, не только количественно сокращая представительство оппозиции в органах выборной власти, но и деморализуя ее, проникая внутрь, разлагая изнутри и разрушая, как разрушает человеческий организм раковая опухоль.
Именно это и было проделано в Питере, где власть впервые опробовала новую схему фальсификаций.
В распоряжении «МК» имеются распечатки из системы ГАС «Выборы», показывающие, как эта схема реализовывалась.
Распечатки фиксируют итоги выборов в Заксобрание Санкт-Петербурга, проходивших одновременно с выборами в Госдуму 4 декабря. На них видно, как голоса забираются у партии власти — «Единой России», и тут же передаются ее соперникам.
Именно эти удивительные махинации и вызвали конфликт в питерском «Яблоке», который привел к фактическому приостановлению деятельности руководства отделения.
Ночное инфицирование в ГАС «Выборы»
По закону Санкт-Петербурга депутатами городского парламента от партий становятся кандидаты, набравшие больше всего голосов в пределах партийного списка.
Скажем, в списке партии, которая участвует в выборах, есть 20 человек. Они баллотируются в разных округах и набирают разное количество голосов. За кого-то голосует тысяча, за кого-то восемьсот, за кого-то — сто. Общее количество голосов, полученных партией в Санкт-Петербурге, определяет количество мест в парламенте, которые они могут занять. Какая-то партия получает 15 мест, а какая-то — семь. Кто именно из партийцев займет эти места? Тот, кто набрал больше голосов. Сначала тот, за кого проголосовала тысяча, потом тот, за кого восемьсот, и так далее — по всем добытым общими усилиями местам.
Перераспределения голосов в ГАС «Выборы», которые видны на распечатках, не повлияли на количество мест, которые должна занять в Заксе та или иная партия. Но они изменили количество голосов, полученных некоторыми партийцами.
Чтобы поднять им процент, голоса, как видно на распечатках, отнимали у «Единой России» и прибавляли «Яблоку», ЛДПР, КПРФ и СР. Но прибавляли не где попало, а лишь на тех участках, где баллотировались вполне определенные люди. Собственными усилиями они набирали очень немного и не могли претендовать на депутатский мандат. Но когда им добавляли голоса «единроссовцев», их рейтинг резко поднимался. Благодаря фальсификациям они вытесняли тех, кто действительно получил много и неожиданно для соратников-однопартийцев стал депутатом.
Подтасовка производилась накануне дня официального объявления результатов парламентских выборов — 11 декабря 2011 года, поздно вечером, примерно с 20 часов и до полуночи.
В графе «первый ввод», который делался ночью 5 декабря — то есть сразу после выборов, — указано количество голосов, полученных каждой партией на определенном участке. На участке 1028, например, в этом вводе значится, что ЕР получила 498 голосов, КПРФ — 201, СР — 150, «Яблоко» — 98, ЛДПР — 68.
Ниже идет графа «второй ввод». Занимался им некто Козлов Д.Н. (очевидно, оператор, сотрудник ЦИК) — 11 декабря в 20 часов 55 минут. У всех партий показатели в этом втором вводе остаются прежними, кроме ЕР и «Яблока». У ЕР забирается 382 голоса, остаются 116. «Яблоку», наоборот, прибавляется 382 голоса, получается 480.
Та же история повторяется на участках 1086 и 1106 (территория № 31). От «Яблока» на этой территории баллотировался Вячеслав Нотяг, реально набиравший на каждом участке меньше сотни голосов, с которыми он не мог рассчитывать на мандат. Но когда ему везде прибавили по триста-четыреста голосов, он резко поднялся и заменил другого яблочника — Михаила Амосова, который очень популярен в Питере и должен был стать депутатом в соответствии с реально собранными им голосами.
Та же история произошла на двенадцати участках территории № 53. Здесь от «Яблока» шла Ольга Галкина. 11 декабря в 23 часа 27 минут в системе ГАС «Выборы» ей были прибавлены 190 голосов на 516-м участке. И ровно в ту же минуту тех же 190 голосов на том же 516-м участке лишилась «Единая Россия».
На территории № 53 всего двенадцать участков. На всех участках 11 декабря у Единой России забрали голоса: от 482 на 837-м участке до 100 на 517-м. Всего в этом территориальном округе партия власти потеряла 3132 голоса. Яблочнице Галкиной из них были добавлены 1632. Остальные 1500 получил кандидат от ЛДПР.
Причиной «второго ввода» в распечатках значится повторный пересчет голосов на участках. На самом деле его не было. А если и был, то незаконный. Потому что никто из тех, кто должен быть извещен о повторном подсчете голосов, о нем не знал: ни кандидаты списка, ни наблюдатели и члены УИК с правом совещательного голоса, ни представители партий, выдвинувших список.
Подтасовки в пользу кандидатов от «Справедливой России» и КПРФ происходили таким же путем, но на других территориях. В результате в Закс Санкт-Петербурга от оппозиционных партий вместе с депутатами, честно доказавшими в ходе выборов, что заслуживают такое право, прошли люди, получившие мандаты благодаря подтасовкам.
Очень прилипчивый вирус
«Фальсификации шли в двух направлениях: уменьшить проценты оппозиции и внутри списков поменять людей, — объяснил в интервью „МК“ Алексей Ковалев, руководитель фракции СР в Заксе Санкт-Петербурга. — Таким образом городские власти стремились ослабить оппозиционные фракции. Чтоб у нас были „засланные казачки“, которые, когда надо, проголосуют, как скажет ЕР, а не как решит фракция».
Особое возмущение у питерских справедливороссов вызывает их депутат Ларионов: «За пять дней до выборов он выступил против партии, набрал 24%, ему приписали 10%, и он оказался в нашей фракции. А он и на заседания не ходит, и никаких связей с фракцией не поддерживает».
У коммунистов тоже очень сложная ситуация. Их фракция — семь человек. Из семерых трое получили мандаты сомнительным путем. Пятого декабря, после первого подсчета голосов, они набирали очень небольшие проценты, а 12-го вдруг резко выросли, чего, конечно, не могло случиться из-за ошибок в первоначальных подсчетах. Это все понимают. Тем более почти на всех участках у КПРФ работали наблюдатели, и они видели, какое на самом деле количество голосов получил тот или иной кандидат.
Избавиться от подозрительных депутатов питерские коммунисты и справедливороссы надеются через суды. Эсэры уже подали заявления, требуя расследовать фальсификации, но, как сказал Ковалев, на наши суды он не надеется и будет обращаться в Европейский суд по правам человека.
«Яблоко» тоже обратилось в Следственный комитет, прокуратуру, ЦИК, но, кроме того, сделало то, что могло само, — потребовало от Нотяга и Галкиной отказаться от мандатов. Тут-то и выяснилось, что не все в партии одинаково непримиримо относятся к фальсификациям.
Обеззараживание и санация помещения
Фракция партии в питерском Заксе состоит из шести человек. По данным ГИК на 5 декабря, двумя депутатами из шести должны были стать Александр Беляев и Михаил Амосов. После того как в ночь на 11 декабря в ГАС «Выборы» были внесены изменения и голоса единороссов были перераспределены в пользу яблочников, оказалось, что Нотяг и Галкина, которые прежде были где-то в самом конце, набрали больше Беляева и Амосова.
Когда Нотяг и Галкина отказались сдавать мандаты, федеральное бюро «Яблока» предложило питерскому отделению исключить их из партии.
Председатель питерцев Максим Резник согласился с тем, что они должны сдать мандаты, но был против исключения.
Конфликт разгорался. Четверо из пяти заместителей Резника отказались с ним работать. Нотяг и Галкина вышли из «Яблока» по собственному желанию, но мандат не сдали. В результате всех этих перипетий, продолжавшихся с декабря, питерское отделение утратило работоспособность. 16 марта руководству партии пришлось объявлять перерегистрацию его членов и досрочные перевыборы руководителей, потому что ничего другого уже не оставалось.
Поведение Резника в «Яблоке» объясняют тем, что Нотяг — директор школы, где Резник работает, а Галкина возглавляла его предвыборный штаб. Резник в интервью «МК» подтвердил, что они являются его старыми соратниками, и он продолжит с ними работать в Заксе.
Что касается Нотяга и Галкиной, то их поведение в «Яблоке» не объясняют никак. Потому что объяснить не могут. Неприятие фальсификаций — принципиальная позиция партии, и там не собираются мириться с тем, что за депутатами самой же «яблочной» фракции стоят подтасовки и махинации.
Тот факт, что Галкина и Нотяг занимают депутатские места «Яблока», катастрофически ослабляет его фракцию в Заксе. На двух из шести членов нельзя полагаться. Неизвестно, как они будут голосовать. Непонятно, можно ли им доверять.
То же самое касается коммунистов и эсэров. Их фракции расколоты. В реальности у них гораздо меньше мест, чем они получили на выборах, поэтому эффективность всей парламентской оппозиции в Заксе вызывает большие сомнения.
Хуже всего, что схема, с успехом опробованная властями в Питере, наверняка найдет широкое применение и на всех будущих выборах.
А как ей противостоять? Пока это совершенно непонятно.
P.S. Примерно месяц назад лидер фракции «Яблока» в питерском Заксе Григорий Явлинский направил заявления председателю ЦИК Чурову, генеральному прокурору Чайке и главе Следственного комитета Бастрыкину с просьбой провести проверку фактов, указывающих на фальсификации итогов выборов в Заксобрание Санкт-Петербурга и привлечь виновных к ответственности. Никакой реакции со стороны вышеперечисленных чиновников, кроме формальной отписки ЦИК «обращайтесь в суд» от зама Чурова, до сих пор не последовало.