Было условлено, что в работе комитета примут участие представители внепарламентских зарегистрированных партий (СПС, «Яблоко» и «Патриоты России»), а также партий незарегистрированных, но желающих зарегистрироваться («За нашу Родину», «Зеленые», «Возрождение России»). Естественно, приглашались и лидеры Партии народной свободы (ПАРНАС) и «Левого фронта». Но Сергей Удальцов как раз накануне опять оказался под арестом, а секретарь политсовета ПАРНАСа Константин Мерзликин распространил заявление, из которого следовало, что участвовать в переговорах с властью по поводу политической реформы партия считает бессмысленным: ни одно из принципиальных предложений незарегистрированных партий не учтено.
Тем не менее табличка с фамилией еще одного представителя ПАРНАСа — Владимира Рыжкова, была приготовлена, а глава комитета г-н Островский (ЛДПР) сообщил, что тот просто «приболел». Корреспонденту «МК» удалось связаться с Рыжковым, он подтвердил, что действительно третий день серьезно болен, и ему даже трудно говорить. Заявление, распространенное г-ном Мерзликиным, с ним, Рыжковым, согласовано не было, и он считает такое решение ошибочным: «Наоборот, надо участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию».
Хотя срок подачи поправок к законопроекту 2 дня назад был сокращен на две недели, 51 предложение о внесении изменений в президентский текст поступило. Как сразу предупредил г-н Островский, поправки, которые получили одобрение на заседаниях рабочей группы при Администрации Президента, внесены за подписями его и главы Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина («ЕР»). Естественно, именно они должны были быть одобрены и включены в законопроект.
Так оно и получилось. Число 500 в качестве требования по минимальной численности партий в документе осталось. «Это не политология у нас получается, а нумерология какая-то», — съехидничал Сергей Решульский (КПРФ). Коммунисты предлагали такую схему: с 1 июля 2012 года разрешаем регистрировать партии числом 500 человек, даем им право проверить свои силы на осенних выборах в регионах, а с 1 января 2013 года поднимаем планку до 5 тысяч.
Таким образом, с момента подписания закона о новых правилах для регистрации партии нужно будет собрать 500 единомышленников и создать отделения не менее чем в половине регионов России.
Действительно, несколько упрощены административные процедуры, в том числе и связанные с контролем над деятельностью уже созданных партий. К примеру, они будут подавать финансовый отчет о своей деятельности не ежегодно, а раз в три года, а избирать руководящие органы партий придется не раз в четыре года, а раз в пять лет...
До конца не удалось прийти к согласию по вопросу о порядке самой регистрации. Поправка Плигина—Островского (то есть рабочей группы) предлагала в случае, если партия сдала документы, не соответствующие Конституции или федеральным законам, обязать регистрирующий орган не отказывать с ходу, а лишь приостановить регистрацию на 3 месяца, выдав организаторам «мотивированное заключение» с указанием причин. Но КПРФ предложила, сократив срок на исправление ошибок, обязать Минюст давать рекомендации по устранению ошибок в документации. При этом срок на исправление коммунисты готовы сократить до 45 дней. Консультации по этому вопросу продолжатся до 20 марта — на этот день намечено второе чтение законопроекта.
...Когда члены комитета и их гости собрались на заседание, все обратили внимание, что г-н Островский назвал г-на Рыжкова не сопредседателем ПАРНАСа, а лидером Республиканской партии. И скоро стало ясно почему: информагентства сообщили, что Минюст готов вернуть партию в госреестр, и она становится четвертой зарегистрированной внепарламентской партией. Как известно, РП была ликвидирована в 2007 году — численность ее региональных отделений якобы не соответствовала требованиям закона. Руководство партии отстаивало свое право на существование в судах, дошло и до Страсбурга. Почти год назад Европейский суд по правам человека признал ликвидацию партии незаконной, в сентябре 2011 года оно вступило в силу. Но только после того, как прошли и парламентские, и президентские выборы, в которых республиканцы не смогли принять участие, Минюст пошел на мировое соглашение и подал в Верховный суд заявление об отказе от своей прежней позиции.
Валентина МЕЛЬНИКОВА, сопредседатель Республиканской партии: «Не исключаю, что Минюст отозвал жалобу после указания сверху, возможно, президента. Ведь даже когда Верховный суд отменил решение о ликвидации партии, Минюст это постановление не исполнил. Сейчас предстоит большая работа, нам нужно произвести пересмотр рядов. У нас ведь 64 тысячи членов! Что касается судьбы ПАРНАСа, мы готовы продолжать работать вместе. Я не исключаю возможности максимально задействовать новый статус Республиканской партии и даже добавить какие-то слова в название. Но я бы не стала говорить о вливании ПАРНАСа в Республиканскую партию. Кроме нас там состоят очень опытные политики со множеством сторонников, так что отвечать за них в этом случае будет некорректно. Но мы готовы рассмотреть наиболее эффективные способы взаимодействия».