Контроль над чиновничьими расходами — часть национального плана по противодействию коррупции на 2012–2013 годы, который Медведев подписал 13 марта. Предыдущий план действовал с 2010 по 2011 годы и революцию не произвел: в прошлогоднем рейтинге стран по уровню коррупции Россия заняла 143-е место из 182 возможных (по соседству с Нигерией, Азербайджаном, Угандой и Беларусью). Впрочем, действующий президент считает, что план все же был полезен для страны: он «заложил основы борьбы». Теперь, считает ДАМ, «пора идти дальше».
Сказав «а», то есть введя декларирование доходов чиновников, пора сказать и «б»: начать контроль за расходами. К разработке документа на эту тему по заданию Медведева приступили в феврале. За основу в итоге был взят вариант от Минэкономразвития, который теперь и предстоит доработать, в том числе и с учетом замечаний от граждан на сайте «открытого правительства».
Медведев, выступая перед советом, обозначил основные параметры документа. Идея вполне очевидная: если расходы государственного или муниципального служащего (и ближайших членов его семьи) явно превышают доходы и бюрократ не может объяснить, откуда он взял деньги, то признается нарушителем. Ему, по словам Медведева, грозит «увольнение и конфискация имущества, приобретенного на неизвестные доходы, в госсобственность». Под «ближайшими членами семьи» подразумеваются супруги и несовершеннолетние дети.
Эта общая идея, дальше начинаются детали, которые явно сглаживают революционность меры. Медведев сам признал, что государство способно проконтролировать далеко не все сделки. Да и декларировать нужно будет не каждое приобретение. А только если «сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником и членами его семьи, превышает сумму доходов членов семьи по основному месту службы за три года». Эта формулировка, очевидно, оставляет ряд лазеек и оставляет чиновнику немало возможностей делать дорогие покупки.
Немаловажно, что «посадки» за обман с расходами будут проблематичны. Простое превышение расходов над доходами, которое госслужащий не может «разумным образом обосновать», не станет основанием для возбуждения уголовного дела. Как отметил президент, принцип презумпции невиновности «не позволяет применять к чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путем». Ответственность в большинстве случаев будет ограничена конфискацией имущества или увольнением.
«Настучать» на чиновника сможет каждый: информация о доходах и расходах может предоставляться «любыми заинтересованными лицами».