Представители всех думских фракций использовали отведенные для политических заявлений 5 минут для того, чтобы подвести итоги президентской кампании - в ней, напомним, участвовали лидеры трех из четырех представленных в парламенте партий (Геннадий Зюганов, Сергей Миронов и Владимир Жириновский).
Валерий Рашкин (КПРФ) начал с уже известного: «Наш лидер Геннадий Зюганов, как и большинство наших граждан, оценил прошедшие выборы как несвободные, нечестные и несправедливые». Госструктуры, по словам депутата, были во время кампании не нейтральным организатором избирательного процесса, а «азартным и беспринципным игроком на стороне кандидата Путина». «Мы увидели, а что ещё хуже, оплатили из собственного кармана, наверное, самое масштабное и безвкусное в истории реалити-шоу «Кого сегодня ещё спас Путин» и сфальсифицированные митинги в защиту сфальсифицированных выборов», - продолжил коммунист. А потом он привел несколько цифр: «В Питере число избирателей выросло на 378 тысяч - 28% проголосовавших за Путина. В Москве 250 тысяч, или 12% от результатов Путина... Доходило до курьезов: в Нижнем Новгороде участок 2512 был образован на старейшей Бугровском кладбище, где за кандидата Путина проголосовало больше 88% избирателей. Кто эти 1637 душ с кладбища? Мертвые с косами?» Если посчитать все цифры сомнительного голосования, заявил г-н Рашкин (манипуляции со списками, открепительными, адомного голосование), получается 11 млн. голосов, 25% от результата Путина. «Вот он, второй тур!» - воскликнул он. И завершил: «Можно украсть голоса, можно переписать протоколы, но нельзя украсть народную любовь. Не потому ли после таких выборов люди всё чаще говорят: а царь-то ненастоящий!»
Лидер фракции ЛДПР, как известно, результаты выборов признал. Но тоже говорил о нарушениях. «Самые грязные отъявленные выборы», по его мнению, были в Нижегородской области. Потом досталось «артистам», которые делали кампанию Владимиру Путину, Центризбиркому, который не реагировал на сообщения о нарушениях, и Михаилу Прохорову - за то, что «провалил биатлон». В результате «5 марта у всех плохое настроение». Финал выступления лидера ЛДПР был конструктивным: «Впереди у нас несколько лет спокойной такой относительно жизни, давайте уйдём от того, чтобы это были не выборы президента, а конкурс артистов и статистов!»
Лидер фракции «ЕР» Андрей Воробьев, естественно, отрицательных оценок президентской кампании не разделил. Кампания эта, по его словам, «прошла очень живо, содержательно», а веб-камеры, множество наблюдателей - всё это способствовало повышению доверия к выборам. На достигнутом, заявил он, останавливаться не надо - надо «сделать систему ещё более открытой и прозрачной». «Венцом выборов 4 марта» назвал лидер фракции «ЕР» победу «самого популярного, самого авторитетного политика в стране Владимира Владимировича Путина», предложил его поздравить (аплодисменты) и совместно реализовывать всё то, что он обещал во время кампании (аплодисменты).
Сменивший г-на Воробьева на трибуне вице-спикер Николай Левичев («СР») радостного оптимизма не разделял. «Избирательная канонада отгремела, но такое впечатление, что одних бойцов серьезно контузило, а другим заложило уши от победных салютов»,- начал он. И предупредил: «наивно делать вид, что с окончанием выборов всё чудесным образом «устаканилось», наивно и поддаваться магии цифр и констатировать какую-то якобы консолидацию общества, столь же наивно и упорствовать, что цифры должны были быть другими»... В движение пришли огромные социальные пласты, говорил депутат, они изменят всё политическое пространство. В рядах «ЕР» есть люди, готовые к диалогу с оппозицией, но пока этот диалог не возник, и подменён митинговыми монологами и пародией на теледебаты. Госдума должна стать основным модератором общественного диалога, считает г-н Левичев, но не уверен, что она справится с этой тяжкой миссией. Нужна конкурентная борьба, и с увеличением количества партий влияние административного ресурса неизбежно будет снижаться, надеется он. «Уверен, нам с вами стыдно будет за то, что открепительный талон стал местной валютой. Давайте хотя бы на местном уровне пройдем испытание конкурентной политической борьбой! Тем самым мы поможем «ЕР» почистить свои ряды от жуликов и воров, а местную власть заставим работать честно и вести диалог с оппозицией, а не лизать, извините, задницу начальству, подтирая её приукрашенными бюллетенями!»
Этот образ «на грани» парламентской этики поставил жирную точку в дискуссии на тему выборов.