Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики: «У Медведева есть желание проводить реформы, но возможности для этого у него закончились. Что касается Владимира Путина, то я не думаю, что он хочет проводить реформы, — об этом не свидетельствуют ни его слова, ни действия. К тому же вокруг Путина уже сформировано мощное лобби, состоящее из людей, которые являются противниками медведевских реформ. Тут даже не идет речь о парламентских реформах, хотя они необходимы. Президент должен хотя бы исполнить долг милосердия и объявить амнистию. Освободить тысячи невинно осужденных по всей стране».
Алексей МАКАРКИН, замдиректора Центра политических технологий: «Я думаю, что если Путин и будет продолжать эти реформы, то очень осторожно. В целом он не против этих изменений, но в минимальном виде. Дело в том, что Владимир Путин сам создавал политическую систему, которая существует сейчас, и не видит причин, по которым нужны радикальные изменения. Он может пойти только на незначительные обновления. Яркий тому пример — законопроекты о губернаторских выборах: их возвращение при условии, что за президентом остается возможность фильтровать кандидатов. При этом Путин идет и на очевидные уступки: он готов отказаться от того, чтобы президент предлагал кандидатуру главы Счетной палаты, хотя ранее сам утвердил эту схему. Сейчас ощутимость реформ будет полностью зависеть от активности гражданской оппозиции. Если она будет настаивать на своих правах, то у президента не будет другого выхода, кроме как реформировать законодательство. В противном случае Путин использует схему „шаг вперед — шаг назад“, начнет смягчать, а потом, напротив, ужесточать законы».
Евгений МИНЧЕНКО, директор Международного института политической экспертизы: «Я думаю, что те законы, которые приняты, будут выполнены Путиным. Что касается дальнейшего курса на либерализацию, тут все зависит от массовости протестных выступлений. Если будут выдвигать свои требования, то это возымеет действие, и неделя после выборов станет в этом отношении показательной. Если же протесты начнут сходить на нет, терять массовость, то власть сможет не обращать внимания на несогласных. Курс на либерализацию зависит еще от массы факторов. Но если Медведев окажется, как и обещалось, в кресле премьера, то законы, которые он внес, вряд ли смогут быть проигнорированы, иначе это будет совсем уж демонстративное пренебрежение. К тому же закон о реформировании системы выборов в Думу выгоден власти. Раньше была политика, направленная на то, чтобы жестко сократить количество партий, а теперь, за счет его резкого увеличения, оппозиция будет раздроблена и расколота на множество частей».