Ах, как ты велик и могуч, о русский язык! Одно-единственное словечко из шести букв поставило российский политический процесс с ног на голову. Статья 81 одобренной в декабре 1993 года Конституции гласит: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд». Если бы слова «подряд» не было, то Владимир Путин не имел бы сейчас права бороться за кресло главы государства. История страны могла бы пойти по совсем иному сценарию.
Идея полного запрета на чрезмерно долгое пребывание одного и того же лица у штурвала государственного корабля — абсолютная необходимость для любой уважающей себя страны. Один из отцов-основателей США, третий президент страны Томас Джефферсон, еще в 1807 году написал: «Если срок пребывания президента у власти не будет ограничен Конституцией или практикой, эта должность — номинально занимаемая только в течение четырех лет — фактически станет пожизненной».
Именно так в США и случилось. До середины ХХ века срок пребывания президента у власти всегда ограничивался практикой. Но пришедший к власти в 1933 году в разгар чудовищного экономического кризиса Франклин Рузвельт оказался на голову выше всех прочих американских политиков. В результате он умер 12 лет спустя в самом начале своего четвертого президентского срока. Чтобы исключить возможность повторения чего-то подобного в будущем, конгресс уже через два года с помощью 22-й поправки в Конституцию законодательно закрепил принцип «два срока и не больше».
Но бог с ней, с американской историей. Что теперь будет у нас? По словам осведомленного источника в Кремле, у Медведева нет четкого намерения обязательно внести такую поправку в наш Основной закон. На встрече с оппозиционерами президент лишь сказал приблизительно следующее: идея не кажется мне бессмысленной. Я о ней думаю.
Иными словами, может быть, президентские размышления во что-то выльются. А может, и нет. Но давайте рассмотрим вариант, при котором идея поправить в этом плане Конституцию все-таки получит одобрение в верхах. Если такое случится, то это не сделает третий президентский срок Владимира Путина незаконным. Отсутствие в таких случаях у закона обратной силы — совершенно нормальное явление.
Занимавший пост президента США во время принятия 22-й поправки Гарри Трумэн по закону имел полное право идти на третий срок. Он этим правом, собственно, даже попытался воспользоваться. Отказаться от идеи третьего срока Трумэна убедило лишь его поражение на первичных партийных выборах в штате Нью-Гэмпшир.
В период своей политической неуязвимости в 2008 году Путин обеспечил себе через конституционные новации Медведева возможность в будущем занимать два президентских срока не по четыре, а по шесть лет. Но сегодня политическая конъюнктура в стране радикальным образом меняется. Мысль о возможности еще двух президентских «шестилеток» ВВП становится все более нереалистичной.
Но как Путин может отказаться от «четвертого пришествия» так, чтобы это не выглядело как поражение? Да, вы догадались правильно — с помощью принятия конституционной поправки, о которой сейчас «думает» Медведев. Как говорится, и оппозиция будет довольна. И наш национальный лидер будет выглядеть благородно.