Говоря о системе МВД, Дмитрий Медведев довольно позитивно оценил затеянную реформу, но отметил: «это не завершение преобразований, но самый существенный этап мы уже прошли».
— Сейчас у полиции есть все условия для того, чтобы эффективно обеспечивать безопасность граждан, бороться с преступностью. МВД получило добротную нормативную базу, которой еще не было никогда... Существенно увеличились зарплата и пенсия... и мы все ждем от сотрудников ведомства адекватного, добросовестного труда, — сказал президент.
Он четко обозначил основные направления, куда МВД следует приложить свои усилия в ближайшем будущем.
Первое. Борьба с преступностью: «в 2011 году увеличилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, краж, причинений тяжкого вреда здоровью и убийств. Делайте выводы».
Второе. Обеспечение эффективной работы территориальных отделов: «именно туда идут люди, и они должны знать, что найдут понимание и как минимум эффективную помощь».
Третье. Укрепление уголовного розыска и служб патрулирования: «можно это сделать и за счет аппарата управления, численность которого, несмотря на сокращение, осталась достаточно большой».
Четвертое. Борьба с коррупцией в ЖКХ: «ситуация в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень эпидемии. К сожалению, это очень сильно дестабилизирует ситуацию. Надо действовать по всем случаям вымогательства, взяточничества, причем невзирая на лица, что называется. В данном случае я требую от министерства действовать эффективнее и не суетиться. Если возникают какие-то проблемы, есть у вас позиция — действуйте так, как считаете правильным, без оглядки на политические структуры».
Пятое. Предупреждение актов экстремизма: «мы живем в исключительно сложном государстве, самом сложном, которое можно себе представить... Необходимо пресекать любые попытки разыграть национальную карту».
Шестое. Искоренение киберпреступности: «в Сети можно встретить не только финансовых аферистов, но и тех, кто торгует наркотиками». Здесь президент отметил сразу два пути решения задачи: создание специального хорошо оснащенного подразделения: «на приобретение высококлассной техники не следует жалеть денег». И подготовку высококвалифицированных кадров: «хорошо ориентироваться в компьютере должны все, и начальники тоже. Сегодня они должны не по сводкам узнавать о происходящем, потому что может пройти 3–4 часа, а из компьютерной сети».
— В работе МВД, полиции не место излишним истерикам и личному пиару, — призвал собравшихся Дмитрий Медведев, предложив при этом внимательнее относиться к публикациям и расследованиям СМИ, «как бы они ни раздражали», даже несмотря на их «порой излишнюю эмоциональность или неверную юридическую квалификацию».
Сразу после президента на трибуну вышел министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Пожалуй, еще никогда его доклад так не изобиловал цифрами и примерами. По данным министра, «на протяжении последних 5 лет прослеживается сокращение количества преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких: убийств и покушений на убийство, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, грабежей и краж». При этом, как отметил министр, «большой вклад в эту работу вносит наиболее многочисленная и самая приближенная к населению служба».
— В 2011 году сотрудниками органов внутренних дел раскрыт 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть которых — тяжкие и особо тяжкие, — отчитался министр.
Пять лет подряд, по словам Рашида Нургалиева, снижается и преступность на дорогах: «этот показатель удалось сократить почти на четверть». На столько же «сократилось число погибших людей с участием пьяных водителей». Как отметил министр, на состояние аварийности на дорогах «позитивно влияет» применение средств фото-, видеофиксации, при помощи которой, например, «количество нарушений скоростного режима уменьшилось в 8–9 раз, число дорожно-транспортных происшествий — на 20%, тяжесть последствий — до 10%».
Но, пожалуй, самыми интересными цифрами, озвученными министром и касаемыми нового облика сотрудника МВД, стали вот эти: «около 500 раз сотрудников полиции провоцировали на получение взятки. Только в Республике Адыгея начиная с июля и до конца года возбуждено 13 уголовных дел за попытку дачи взятки полицейскому... В некоторых регионах, например Волгограде и Кемерове, возбуждено от 60 до 80 уголовных дел этой категории».