Все шансы остаться
Хотя очевидно, что между Обамой образца 2008 года и Обамой-2012 дистанция огромного размера. Вряд ли он сможет столь уверенно возглашать: yes, we can! Кредит доверия Барак Обама изрядно подрастратил. В начале сентября лишь каждый пятый американец считал, что страна развивается в правильном направлении.
И все-таки шансы на переизбрание у Барака Обамы велики. Большинство экспертов уверены, что если не случится форс-мажора, то ему удастся остаться на второй срок. Правда, для этого надо будет изрядно потрудиться.
В декабре были опубликованы данные опроса, проведенного CNN и социологической службой ORC International. Рейтинг Обамы подрос и приблизился к 50%. Деятельность президента одобряли 49% опрошенных американцев против 44% в ноябре. Но и не одобряли примерно столько же — 48% (в ноябре 54%).
Впрочем, проведенный примерно тогда же другой опрос выявил более тревожную для Обамы картину — по результатам исследования Ассошиэйтед пресс и исследовательской организации DFK, 52% американцев считают, что Обама не заслуживает второго президентского срока, так как не смог решить проблемы в экономике страны (в противном убеждены 43% опрошенных).
Бомбить — и никаких гвоздей
В августе Республиканская партия на своем предвыборном съезде в Тампе (штат Флорида) должна будет определиться с тем, кто будет от ее имени бороться за Белый дом на выборах 6 ноября.
И сейчас республиканские возможные кандидаты ведут огонь по не устраивающему их всех Бараку Обаме. И с не меньшим ожесточением — друг по другу. Пожалуй, противник № 1 в республиканской среде у лидировавшего пока Митта Ромни — 53-летний бывший пенсильванский сенатор Рик Санторум.
На руку ему играет даже киношная внешность латинского мачо — как-никак потомок итальянских иммигрантов. Апеннинское семейное прошлое позволяет Санторуму намекать на себя как на продолжателя борьбы его предков против Муссолини. Самого себя он считает, вероятно, борцом с «исламским фашизмом». По крайней мере, это выражение нередко можно услышать в риторике Санторума.
Рик Санторум — ястреб, разносящий в пух и прах Обаму за его мягкотелую внешнюю политику. Он в пылу предвыборных баталий заявил о готовности нанести удар по ядерным объектам Ирана в случае, если будет избран на президентский пост.
Слабое место Санторума — «бюджетность» его кампании. Бедность не порок (да и может ли сенатор быть бедняком?), но по сравнению с богатеем Миттом Ромни денег у него кот наплакал. По данным на середину декабря, его предвыборный фонд составлял всего $1,2 млн. Но и это обстоятельство Санторум решил поставить себе в плюс — на встречах с избирателями он упирал на свое демократическое (не в партийном, конечно, смысле) происхождение. И на то, что разъезжает по Штатам не на дорогущих автобусах в сопровождении кортежа машин, а на недорогом пикапе Dodge Ram 2006 года выпуска. В середине января Рика Санторума в качестве претендента на пост кандидата от Республиканской партии на президентских выборах поддержали около 150 лидеров консервативных христианских организаций. И пообещали сенатору собрать необходимые средства в его избирательный фонд.
Попытка номер три
В отличие от своего партайгеноссе-конкурента Санторума, республиканский конгрессмен Рон Пол не собирается бомбить персов и не считает, что Америка должна содрогаться при одной мысли, что Иран обзаведется ядерным оружием. Он вообще по убеждениям республиканец нестандартный. Прежде всего изоляционист, который призывает вернуть в США всех американских солдат, находящихся за границей. И даже Усаму бен Ладена он не приказывал бы убивать — то есть против самого факта ликвидации террориста № 1 Рон Пол ничего против не имеет, но... «мы могли бы сделать это иначе». Он даже усомнился, что США защищают в Грузии демократию.
Да что там внешняя политика! Рональд Пол призывал упразднить Федеральную резервную систему и вернуться к «золотому стандарту». Вносил на рассмотрение конгрессменов резолюцию с требованием выхода США из ВТО. Вредным считает он и американское членство в НАТО и ООН. И это еще не все: доходил до того, что призывал к легализации героина. Куда там скромным сторонникам «лигалайза» марихуаны...
И вот он в третий раз решил побороться за президентское кресло. Впервые представитель штата Техас в нижней палате Конгресса США, тогда представитель Партии либертарианцев, пытался пробиться в Белый дом в далеком 1988 году. Через двадцать лет — на прошлых выборах — Рон Пол снова проявил президентские амбиции, и за три месяца ему удалось собрать $5 млн. на предвыборную кампанию.
Вообще-то главная функция кандидатов, подобных Рону Полу, — привносить искорку легкой клоунады в скучный мир политики.
Американский тяжеловес
Сойдясь в теледебатах с Ромни, республиканец Ньют Гингрич, решивший наконец вступить в президентскую гонку-2012, упирал на свой политический опыт и ссылался на свою работу на Капитолийском холме в Вашингтоне. Бывший спикер палаты представителей Конгресса США имеет репутацию настоящего политического тяжеловеса.
Правление Обамы Гингрич назвал недавно «третьим сроком Клинтона». Видимо, 67-летнему республиканцу не дают покоя воспоминания о 90-х. Именно тогда, в 1994 году, случилась «республиканская революция». Впервые за долгие годы «партия слона» получила контроль над палатой представителей США. А Гингрича, опубликовавшего программную книгу «Контракт с Америкой», назвали идеологом этой «революции». Засветился на первых ролях Гингрич и в расследовании любовной интрижки Клинтона с Моникой Левински.
Тогда же, на излете девяностых, Гингрич ушел со своей спикерской должности. Но интереса к большой политике не потерял. Прошлые выборы решил переждать, а на нынешних рискнул.
Помимо богатого опыта за плечами у Ньютона Гингрича еще и хорошая материально-организационная база. Это что касается плюсов. Есть и минусы. Женам он изменял, и изменял некрасиво (одной, когда та болела раком, другой — аккурат во время расследования «моникагейта»). Теперь он женат в третий раз — на одной из тех, с кем «грешил».
Изменял Гингрич и церкви — перекрестился из протестанта в католика. Впрочем, это обстоятельство не должно мешать ему претендовать на Белый дом. Был и президент-католик Кеннеди. И Дуайт Эйзенхауэр, принадлежавший к свидетелям Иеговы, через несколько дней после своей инаугурации стал последователем пресвитерианской церкви.
Ахиллесова пята
Именно конфессиональная принадлежность может стать ахиллесовой пятой 65-летнего Митта Ромни. Республиканский фаворит гонки-2012, получивший на праймериз в Нью-Гэмпшире около 40% голосов, — адепт церкви Иисуса Христа святых последних дней. Или, попросту говоря, мормон — причем весьма активный. И если американцы готовы видеть президентом католика, негра или женщину, это не значит, что они с радостью воспримут президента, который не совсем является христианином (или совсем не является таковым).
Чтобы мормонство не слишком бросалось в глаза, Ромни приходится напоминать американцам о своей успешной оргдеятельности во время Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити. Когда проведение Игр вообще оказалось под угрозой срыва, Ромни сумел выправить ситуацию так, что Олимпиада оказалась еще и прибыльной.
У экс-губернатора Массачусетса имидж умеренного республиканца, который при этом хочет понравиться и левым, и правым. Но все-таки он в последние годы делается все правее. Выступает за сокращение государственного вмешательства в экономику и против расширения социальных программ. Ромни ругает экономическую стратегию Обамы и его «социалистическую политику европейского образца».
Правое крыло однопартийцев не слишком доверяет «оппортунисту» Митту Ромни, припоминая ему прошлые либеральные взгляды на аборты и геев, а также реформу здравоохранения, которую он провел в своем губернаторском прошлом в Массачусетсе. Эту реформу считают «прообразом» тех мер в сфере здравоохранения, за которые республиканцы ругают Обаму. Тот же Рик Санторум считает, что Ромни устроил у себя в штате то же самое, что сейчас проделывает «социалист Обама».
Обещающему простимулировать экономику и создать рабочие места миллионеру Ромни, который рекламирует свои бизнес-умения, критики отвечают обвинениями в том, что бизнес его нечистый. Мол, он, руководя компанией частных инвестиций Bain Capital, занимался рейдерством. А фраза, которой Ромни объяснил свою позицию о праве американцев выбирать частные компании по медицинскому страхованию: «Мне нравится, когда я могу уволить людей, которые мне предоставляют услуги», — вообще обернулась против него. Оппоненты обвинили кандидата в бессердечности и желании сократить рабочие места.