«За три недели рейтинг Путина вырос с 41% до 48% и продолжает двигаться вверх», — проинформировал клуб глава ВЦИОМ. Так что эффект от возмущения результатом выборов сходит на нет, а митинги на рейтинг кандидата не повлияли вовсе. В том, что он победит в первом же туре, уверены 65% респондентов. Но их предсказания могут не сбыться, если сработает эффект «фиги в кармане». Об этом коварном понятии заставили задуматься думские выборы, объяснил Валерий Федоров: «В ноябре 41% опрошенных говорили нам, что проголосуют за „ЕР“, и исходя из предполагаемой явки мы спрогнозировали партии 53% голосов. А в итоге получилось 49%». На президентских выборах «фига в кармане» будет еще больше, прогнозирует глава ВЦИОМ, так что расслабляться нельзя.
ВЦИОМ также выяснил, у какой группы электората есть запрос на нового, преобразованного Путина. «48% опрошенных безоговорочно поддерживают ВВП, 25% не поддерживают, а оставшиеся 27% пока сомневаются, — рассказал Федоров. — Эти люди пока не нашли Путина, и как раз за них надо бороться».
Но как кандидату в президенты «преобразовываться»? «Люди ждут более честного разговора. Так начни говорить с ними нормальным человеческим языком, — без обиняков советует Путину главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко. — Признай ошибки, например, что не разобрался с преступностью».
Но слишком активно заигрывать со средним классом Ципко не советует — можно рассердить традиционный путинский электорат.
У замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина нашелся еще один рецепт привлечения новых голосов. «Этим 27% — чего им не хватает? — рассуждает политолог. — Им нужен смелый Путин, не боящийся вступать в диалог со своими оппонентами. Перед первым избранием Путин этого не делал, потому что был не готов. Но сейчас он стал матерым, сильным политиком, спорит с лидерами мира. Чего тогда бояться внутренних оппонентов?» А вот президент фонда «Политика» депутат Госдумы Вячеслав Никонов не хочет отправлять ВВП на дебаты: иначе ему придется заниматься только этим и не останется времени для анонсированного «рывка».
Интернет-публицист Илья Переседов предложил для кампании обновленного Путина лозунг: «Я не червонец, чтобы нравиться всем». А гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов просто посоветовал кандидату победить честно: «Ведь честные выборы — единственное условие, которое ставит оппозиция для легитимации Путина как президента».