Вот только не надо думать, что «наверху» решили: Россия обойдется без «ЕдРа». Не обойдется. Во всяком случае пока. «Медведи» в кампаниях участвовать будут. Но... в качестве самовыдвиженцев. Особенно широко эта практика будет использоваться на муниципальных выборах в Москве. При этом членам «ЕР» позволили самостоятельно решать: указывать свою партийную принадлежность или нет. Это значит, что в целом ряде случаев из бюллетеней невозможно будет понять, состоит самовыдвиженец в партии власти или нет.
Поясним: если кандидата выдвинула какая-либо партия, то эта информация обязательно будет отражена в избирательном бюллетене. Если же человек баллотируется как самовыдвиженец (а значит, должен собрать подписи в свою поддержку), то и в бюллетене он будет фигурировать именно в этом качестве. А дальше — внимание — допустим, гражданин-самовыдвиженец является членом партии. Обязан он информировать об этом избиркомы и собственно избирателей? Правильный ответ — нет. Вот и получается: если при подаче документов на регистрацию самовыдвиженец соизволит сообщить о наличии партбилета, значит, эту информацию укажут и в бюллетене. Если промолчит — «промолчит» и избирательный бюллетень. С точки зрения закона все по-честному. А вот с точки зрения морали...
Член президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов рассказал «МК», что коммунистам «пришла информация от членов избирательных комиссий»: «Единая Россия» в Москве получила команду срочно отзывать своих кандидатов, выдвинутых от партии, — потому что принято решение, чтобы они шли как самовыдвиженцы«. Глава исполкома московского отделения «ЕР» Виктор Селиверстов эту информацию опроверг. По его словам, обсуждался другой вариант: часть кандидатов выдвинуть от партии, а часть делегировать в качестве самовыдвиженцев. В итоге решили, что самовыдвиженцами будут все.
С этой инициативой выступил мэр Москвы Сергей Собянин в конце декабря. Он сказал, что кандидаты-единороссы должны на общих основаниях пройти процедуру сбора подписей для участия в выборах, а не прикрываться партсписками. Пресс-секретарь столичного отделения «ЕР» Наталья Бурцева поясняет: «Собирая подписи, кандидаты могут пообщаться напрямую с избирателями, получать наказы от них».
Однако о каком-то масштабном общении речи не идет. По словам лидера фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, требуемое число подписей на муниципальных выборах — 1% от числа избирателей, проживающих на данной территории, поделенное на количество мандатов. Единоросс Селиверстов уточняет: речь идет о 20–70 автографах на каждого самовыдвиженца.
Но, допустим, члены партии власти и впрямь решили быть ближе к народу. Это, однако, не дает ответа на главный вопрос: почему кандидатам позволили по собственному усмотрению либо указывать партийную принадлежность, либо нет? О том, что такое решение имеет место, «МК» сообщил Виктор Селиверстов. По идее, руководство любой политической силы должно косо смотреть на партийцев, которые скрывают перед гражданами наличие партбилета. А тут... Уж не начали ли единороссы стесняться принадлежности к главной политической силе страны?
Секретарь президиума генсовета «ЕР» Сергей Неверов заявил «МК»: «Во-первых, закон предусматривает, что в таких случаях можно как указать партийную принадлежность, так и не указать. Во-вторых, когда зарегистрируют кандидатов, мы и посмотрим, кто стесняется (членства в партии. — Н.Г.), а кто нет».
В столичном отделении «ЕР» говорят, что пока не ясно, сколько их кандидатов сообщили в документах, поданных на регистрацию, о своем членстве, а сколько решили промолчать. По словам Селиверстова, надо как минимум дождаться, когда люди соберут и сдадут подписи — срок подачи автографов истекает в 18.00 18 января. Всего же с единороссами связано тесными узами 1560 самовыдвиженцев — столько, сколько мандатов «разыгрывается» в Москве...
Перспектива для избирателей тем не менее понятна: те, кто категорически не хочет голосовать за единороссов, все же могут по незнанию свой голос отдать. Просто потому, что о партийной принадлежности того или иного кандидата не будет сказано ни слова.
Впрочем, возможность не сесть в лужу у граждан все-таки есть. Поскольку оппозиционные кандидаты выдвинуты от партий, надо обращать пристальное внимание на самовыдвиженцев: 99,9%, что окажется единоросс.
Источник «МК» в мэрии говорит: партия в Москве настолько непопулярна (особенно после кампании в Госдуму), что существует серьезная озабоченность ее перспективами на муниципальных выборах. Отсюда и такие указания — информацию о членстве в партии можем не афишировать.
Оппозиция также считает: изменение тактики означает, что в «медвежьей берлоге» переполох. «Я вижу два объяснения происходящему, — рассуждает председатель „СР“ Николай Левичев. — Первое — до единороссов наконец дошло, что бренд их партии воздействует на многих избирателей как красная тряпка на быка. Второе — может быть, „ЕР“ решено отправить в подполье, пока взамен этой партии не придумают что-то новое. Не исключено, что какой-нибудь „гомункулус в пробирке“ уже выращивается». Глава юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев говорит: «Партия власти теряет остатки популярности, особенно в Москве. Люди, увидев в бюллетенях фамилию кандидата от „ЕР“, будут просто вычеркивать ее, поэтому единороссы — под видом демократизации — объявили, что их кандидаты пойдут как самовыдвиженцы. На муниципальных выборах им будет очень легко затеряться: обычно в кампаниях такого уровня участвуют малопопулярные люди, которых избиратели не знают».
По словам Соловьева, в единый день голосования 4 марта единороссы готовятся использовать самовыдвиженцев практически повсеместно. «В основном 4 марта состоятся довыборы в муниципальные собрания. За исключением национальных республик, где „ЕР“ „нарисуют“ нужный результат, в большинстве других регионов от партии власти идут самовыдвиженцы. Например, в Пензенской, Воронежской, Тверской, Псковской областях. На прошлогодних мартовских выборах тенденция к использованию единороссами самовыдвиженцев уже наблюдалась. Но сейчас вообще обвал».
Секретарь президиума генсовета «ЕР» Сергей Неверов признает: «Практика, когда представители нашей партии шли на выборы как самовыдвиженцы, применялась в ряде регионов и раньше, но не в таком объеме. Она не была повсеместной». По его словам, новую схему единороссы намерены использовать и на мэрских выборах. Например, на пост главы Архангельска будут претендовать три единоросса-самовыдвиженца: «Они имеют одинаковые электоральные позиции, поэтому мы предложили им посоревноваться. Это действующий мэр, секретарь парторганизации и министр по молодежной политике (местной администрации. — Н.Г.). Аналогичная схема, по-видимому, будет использоваться на выборах мэров Ярославля и Нарьян-Мара. То есть в регионах, где у нас нет явного лидера». По мнению Неверова, такая тактика поможет избежать внутрипартийных конфликтов. Действительно, возникали ситуации, когда «ЕР» поддерживала одного кандидата, а другой, тоже член партии, выдвигался без санкции руководства и конкурировал со своим же соратником.
Правда, на выборах мэров кандидатам нет смысла умалчивать о своей партийной принадлежности. Во-первых, выдвиженцев гораздо меньше, чем на муниципальных кампаниях. Во-вторых, все они, как правило, известные для горожан люди.