Николай ПЕТРОВ, член научного совета московского Центра Карнеги:
«Тренд негативный, и если Путин его не сломает, он сохранится в будущем. Пока Путин, похоже, не знает, как сломать эту негативную тенденцию. Времени у него так мало, что возможен только один способ: консолидация граждан вокруг лидера перед лицом „угрозы“.
Второй тур возможен, но во многом все будет зависеть от того, каков будет окончательный список кандидатов в президенты. На сегодняшний день есть три кандидата, которые пока не зарегистрированы (им предстоит собрать 2 млн. подписей. — „МК“): Явлинский, Прохоров, Мезенцев (губернатор Иркутской области. — „МК“). Исходим из того, что Мезенцева, скорее всего, зарегистрируют. Остаются Явлинский и Прохоров. Кремль, скорее всего, будет делать ставку на одного из них. И если второй будет снят с дистанции, то это может усилить негативные настроения. Что касается основных конкурентов Путина — Зюганова, Миронова и Жириновского, то многое будет зависеть от того, как они будут вести кампанию. Полагаю, станут более агрессивными, показав себя с новой стороны. Потому что, если они не смогут воспользоваться тем кредитом доверия, который получили на выборах в Госдуму, то в будущем их могут заменить на более молодых лидеров. Пока же главный претендент на выход во второй тур с Путиным — Зюганов».
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, глава Фонда эффективной политики:
«Перед Новым годом было две заметные медийные паники. Первая заключалась в том, что рейтинг премьера растет, вторая — что рейтинг премьера падает. На самом деле сильное падение, наблюдавшееся в течение осени, замедлилось — и рейтинги стабилизировались. Но пока трудно сказать, что будет в дальнейшем. Ежегодно перед новогодними праздниками проходит оптимистический пик, а вот январь-февраль — это депрессия.
Рейтинг Путина будет зависеть не от роста рейтингов протестных кандидатов Прохорова и Явлинского — они будут брать проценты не у премьера, а у КПРФ и «СР», за которых на думских выборах голосовали те, кто не хотел отдавать голос «ЕР», и за счет тех избирателей, которые на выборы не ходили. Кто реально будет отбирать голоса у Путина — так это Зюганов, Миронов и Жириновский. И только они смогут «заставить» премьера выйти во второй тур. Если эти кандидаты начнут расти, то Путин продолжит падение с высокой вероятностью выхода во второй тур.
Я думаю, сейчас Путин находится в некоторой неуверенности. Он боится активных выходов. Этими выходами он, с одной стороны, мобилизует сторонников, с другой — способствует росту своего антирейтинга. На мой взгляд, именно в этом месяце окончательно решится, будет второй тур или нет. Если Путин начнет давить, действовать активно, то, скорее всего, вероятность второго тура станет реальной. По-моему, штаб Путина толкает его именно к активности. Ему, фавориту выборов, похоже, трудно выстроить кампанию так, чтобы не сыграть против себя.
Путину нужно сделать опасный вираж: опять подружиться со старой командой — Зюгановым, Мироновым и Жириновским, а потом сбросить их с корабля современности, теснее сплотившись с их избирателями. Ведь раньше были люди, которые голосовали за КПРФ, ЛДПР, «СР», но ничего не имели и против Путина. Так почему бы не наладить с ними контакт? Где-то сделать подарок, где-то признать фальсификации, имевшие место на думских выборах, и, конечно, социалка, социалка, социалка... И еще дебаты — если раньше Путин мог спокойно отказаться от участия в них, то сейчас отказ станет ошибкой. Сегодня это будет выглядеть как очередная слабость Путина, он может потерять еще часть избирателей".