Казалось бы, Айова — самый нерепрезентативный штат в США. Он, пожалуй, самый «деревенский» из всех 50 штатов Америки. Поэтому его в шутку называют «внутренней заграницей». Население Айовы имеет непропорциональное большинство евангельских христиан-консерваторов и минимальное количество цветных. Однако, не будучи лакмусовой бумажкой американского общества, Айова служит ситом предварительных президентских выборов, их, так сказать, чистилищем.
На Айову распространяется принцип «лиха беда начало». История президентских выборов показывает, что победители кокусов в Айове и следующих за ними праймериз в штате Нью-Гэмпшир (в этом году они состоятся 10 января) гарантируют себе номинацию. Лишь Клинтон и Макговери, проигравшие в обоих этих штатах, составляют исключение. В 2008 году Ромни проиграл в Айове Хаккаби, а номинантом республиканцев стал сенатор Маккейн, который в свою очередь проиграл Обаме, победившему Хиллари Клинтон на предварительных выборах в этом штате.
Знаменитый афоризм кинорежиссера Рязанова гласит, что «у природы нет плохой погоды». Что касается природы политики, то в ней есть и плохая, и хорошая погода. 3 января в Айове было очень холодно. И это было в пользу тех кандидатов, у которых более верный и надежный электорат, для которого действует правило, гласящее, что «матч (в данном случае кокус) состоится при любой погоде». Как подсчитал журнал «Journal of Politics», каждый дюйм осадков уменьшает число голосующих почти на один процент. А каждый дюйм снега выше среднего годового уровня уменьшает число голосующих на полпроцента. Вот так-то, милейший господин Рязанов!..
Кокусы в Айове закончились в 8 часов вечера по местному времени. Согласно принятой процедуре все участки сообщают об итогах голосования в республиканский комитет штата, а он «в конце ночи» передает эти сведения масс-медиа. Однако параллельно пульс выборов проверяли все главные телеканалы страны. Когда были подсчитаны 50% голосов, стало ясно, что борьба развернется между первой тройкой — Санторум, Ромни, Пол. В ходе дальнейшего голосования Пол отстал, пропустив впереди себя Санторума и Ромни.
Вопрос о первом и втором месте стал главной интригой Айовы. Санторум и Ромни шли голова в голову с минимальным отрывом в несколько голосов. Так, когда были подсчитаны 92% голосов, Ромни опережал Санторума на 13 голосов. А когда были подсчитаны 92% голосов, уже Санторум опережал Ромни на 45 голосов. Когда подсчитали 96% голосов, Санторум увеличил разрыв до 113 голосов. Пресса с напряжением ждала, какие бюллетени привезет «парень за рулем пикапа» из Айовского университета. Счет пошел уже не на графства, а на отдельные избирательные участки.
В начале 12-го часа ночи на телеэкранах появилась двойная картина — штаб-квартира Ромни и Санторума. И там, и там оркестры играли «Прекрасную Америку». Но на выборах не все так прекрасно. Первым в свою штаб-квартиру приехал Санторум. Он поблагодарил сначала свою жену Кэрри, затем Бога, а затем жителей Айовы. За Санторумом стояли его шесть детей. Седьмой ребенок, Изабелла-Мария, осталась дома. Она тяжело больна. Ей всего 3,5 года, хотя врачи предсказывали, что она и года не проживет. В своем выступлении Санторум налегал на социальные проблемы. Это в преддверии праймериз в Нью-Гэмпшире. Ромни в своей речи навалился на президента Обаму, подчеркивая тем самым, что он является его главным соперником. Ромни процитировал почти весь текст песни «Прекрасная Америка». Любопытно, что музыка и текст этой песни, которая считается, по сути дела, вторым гимном Америки, написаны русским эмигрантом Берлином.
К этому моменту были подсчитаны уже 99% голосов, и Санторум опережал Ромни всего на 5 голосов. Республиканская партия явно шла на побитие рекорда. До этого рекорд принадлежал штату Южная Дакота, где в 1936 году победу на праймериз решили 257 голосов. Когда оставалось подсчитать голоса всего лишь одного избирательного участка, разница между голосами, полученными фаворитами, сократилась до 4 голосов. К этому моменту за Санторума проголосовали 29 тысяч 968 человек. А за Ромни 29 тысяч 964. Началось напряженное ожидание окончательных официальных итогов, которые должно было объявить руководство Республиканской партии.
Независимо от того, каким будет содержание этого окончательного объявления, уже можно подвести некоторые предварительные итоги. Результаты кокусов в Айове, безусловно, большая победа экс-сенатора Санторума. До сих пор он ни разу не поднимался в опросах общественного мнения до двузначного числа. Это, говорят комментаторы, «победа ниоткуда». Впрочем, не совсем. Санторум очень ловко сыграл на консервативных настроениях Айовы и использовал силы партии «чаепития». Иное дело — хватит ли у него пороха повторить такую же неожиданную победу в Нью-Гэмпшире. У него очень слабая в этом штате инфраструктура и деньжат маловато. Хотя после победы в Айове, по-видимому, найдутся люди, которые откроют для него свои кошельки.
Что касается Ромни, то тут существует два подхода. Согласно одному подходу, Ромни вышел из противоборства с Санторумом с честью. Поскольку Айова консервативный штат, то Ромни, как человек, представляющий более либеральные взгляды в Республиканской партии, на большее рассчитывать не мог. Кстати, надо отметить, что на праймериз 2008 года Ромни набрал в той же Айове те же 25% голосов, что и сейчас. Представители штата Ромни указывают на то, что Санторум провел в Айове, агитируя за себя, 100 дней, а вот Ромни, мол, только 20. Это действительно так. Санторум ставил в Айове все на карту. Но давайте посмотрим на другие цифры. Ромни потратил в Айове на свою избирательную кампанию 10 миллионов долларов, а Санторум, по его словам, всего лишь 12 долларов. Конечно, это преувеличение или преуменьшение. Однако факт остается фактом. Финансовые вливания в Айову были абсолютно неравномерными.
3 января принадлежало штату Айова. Но уже на следующий день его сменил штат Нью-Гэмпшир, куда направились главные действующие лица трагикомедии под названием «президентские праймериз». Впрочем, не все. Губернатор Перри сказал, что он вернется в свой родной штат Техас и будет взвешивать, стоит ли продолжать избирательную борьбу или нет. По-видимому, конгрессвумен Бахмен сойдет с дистанции. Ей абсолютно ничего не светит. Что касается Гингрича, то у него хорошие позиции в Нью-Гэмпшире, за него выступает главная газета этого штата, и он надеется взять реванш. Возвращаясь к штату Айове, надо отметить одно обстоятельство. Относительный успех Ромни объясняется тем, что консервативные силы были расколоты и голоса распределились между Санторумом, Полом и Бахмен. А это дало возможность умеренному Ромни выйти в финальную двойку.
Наконец к часу ночи республиканское руководство разродилось. С преимуществом в 8 голосов победил экс-губернатор Ромни.