В прессе появились телефонные записи Бориса Немцова. Для Немцова приятного мало. Однако Немцов извинился перед товарищами и заявил, что подаст соответствующую бумагу в Следственный комитет. Повод есть: прослушивать личные телефонные разговоры — уголовно наказуемое преступление. За него — отсидка.
Но как только он отнес заявление, выкладку его разговоров тут же продолжили. Это важный момент, на который следует обратить внимание: гражданин России накануне публично потребовал от властей расследования нарушения его прав, Конституции страны и анонсировал, что отнесет соответствующее заявление, а ему в ответ — новая публикация!
То есть те, кто противозаконно записал и теперь сливает в прессу приватные телефонные разговоры, говорят: мы не боимся тебя, Немцов! И наплевать нам как на закон и Конституцию вообще, так и на Следственный комитет в частности.
Конечно, возникают вопросы: кто же записывал политика? кто слил запись в прессу? Смотрим, кому выгодно.
Вариант первый: это выгодно власти, потому что накануне митинга оппозиции 24 декабря хорошо бы внести какой-то раздрай между оппозиционерами. И запись одного из них, где он, мягко скажем, нелестно говорит о других, лучшее средство.
Есть и второй вариант: это выгодно какой-то неизвестной политической силе (масоны, госдеп, Саакашвили), которая хочет подставить власть, превратив ее из невинной овечки в злобный, нарушающий законы режим.
Выбрать из этих двух вариантов только один не представляет труда. Понятно, что если бы власть не имела отношения к этому сливу, то кто-то от нее, пусть через губу, но сделал бы заявление: «Мы тут ни при чем». Но слив продолжается, а власть молчит. И это молчание власти — ясное, громкое заявление: «Немцов, против тебя будут направлены все наши силы и все спецслужбы страны. Нашей страны, Немцов! К которой ты и твои хомячки-бандерлоги с Болотной—Сахарова никакого отношения не имеют. Мы не отдадим тебе нашу власть, Немцов!»
Это ясное беззвучное заявление громче любого крика. Однако оно будет иметь существенные последствия именно для авторов провокации. Стоит ли напоминать читателям, что парадокс нынешнего времени в том, что все, что делает власть, оборачивается против нее.
Президент добровольно отдает власть премьеру, и наиболее активные граждане, надеявшиеся на перемены, понимают, что надеяться не на что и надо выходить на площадь.
В стране проводят выборы с грандиозными фальсификациями, и граждане понимают, что пора идти на площадь, потому что их существование власть просто не замечает.
Премьер после Болотной площади общается с народом четыре часа по телевизору и своими унижающими репликами про контрацептивы и бандерлогов буквально призывает граждан выйти на улицы.
И так каждый шаг, каждое действие.
Палками разгоняют митинг и арестовывают Навального и Яшина на 15 суток. Результат — их популярность только растет, а из Навального просто куют звезду. Может, это тайный замысел дуумвирата? Вряд ли — они Навального хотели бы видеть либо шкуркой, либо тушкой. Но тогда зачем арест? Ведь он только увеличит количество людей на новом митинге.
А зачем слив телефонных разговоров Немцова? Чтобы поссорить оппозиционеров? Но я прямо так и вижу, как они дерутся на политсовете, как кто-то кричит Немцову: «Уйди, противный!», как из-за матерного слова в телефонной расшифровке рушится сам митинг, как из-за пары нелестных оценок в адрес товарищей эти товарищи, не перенеся оскорбления, плюют друг другу вслед!..
Реальный же результат слива для власти печален: хамское нарушение законов, напротив, привело к консолидации оппозиции. Более того, оппозиции стало понятно, что пишут всех, поэтому нужно научиться не только существовать в этих реалиях, но и прощать друг другу подобные вещи. Прощать ради гораздо большей цели — недопущения того, чтобы власть в целях сохранения собственного режима и далее нагло нарушала основополагающие права своих граждан.
И нет сомнения, что криминальная прослушка только добавит еще несколько тысяч человек на будущем митинге. Добавит, потому что люди придут протестовать, кроме всего прочего, против того, чтобы ради политической выгоды власть слушала их телефоны, подсматривала за их жизнью и плевала на их Конституцию.
Сейчас все отмечают, что в обществе произошел какой-то сдвиг; пытаются определить, какой именно. А может, ответ на этот вопрос в том, о чем написано выше, — в феномене провала всех властных затей?
Действительно, давайте спросим себя: зачем люди сегодня выходят на митинг?
Сколько мы слышали разговоров о социальной апатии россиян, сколько слышали о том, что граждане променяли свободу на колбасу. Да и власть не устает повторять, что уровень жизни все растет и растет, что безопасность налицо, а мировой кризис обошел Россию стороной. А если не нравится тебе все это, то возьми свой загранпаспорт — и весь мир открыт перед тобой.
Так зачем ходить на митинг?
Ответ прост: чтобы напомнить самому себе, что ты не потерял человеческое достоинство. Это и есть главный феномен нашего времени — человеческое достоинство, давно забытое гражданами с 2000-х годов, проросло как трава. И трава эта рвет асфальт, которым уже двенадцать лет закатана политическая жизнь России.
Однако, судя по многочасовым «лечениям» мозгов граждан по телевизору, власть не чувствует времени и не делает никаких выводов. Из этого следует другой вывод: митинги будут неизбежно продолжаться и будут все многолюднее. А еще через год ходить на митинг станет повальной модой — ведь именно там уже сейчас собираются звезды, которых раньше ты видел лишь в гламурных журналах.
Скажем главное: после модных автомобилей, модной еды и модного отдыха появилась новая мода — на человеческое достоинство. Бывает и такая мода, оказывается. И те, кто пишет телефонные разговоры представителей оппозиции, слышат там все, кроме этого, главного. Может, плохое качество связи?
И последнее. Один мой приятель, который 24 декабря идет на митинг на проспект Сахарова, сказал мне так:
— Знаешь, мне сейчас жить интересно и не стыдно!
— Мне тоже, — ответил я ему.