«МК» выяснил, как сейчас развивается эта история. Во вторник Генпрокуратура должна была ответить на жалобу Финикова. Однако крайний срок истек, а ответа не последовало. Более того, пропал и главный подозреваемый — председатель участковой избирательной комиссии (УИК) Валентин Колбас. В его кабинете сидит другой человек, мобильный номер не обслуживается.
Этот случай нашумел на всю страну благодаря блогосфере, поэтому напомним только цифры. После подсчета бюллетеней в присутствии наблюдателей первое место на участке заняли коммунисты — 202 голоса, второе — «Яблоко» — 134 голоса, третье — «ЕР» — 128 голосов. А потом председатель комиссии исчез, никому не выдав копии протоколов. Утром же выяснилось, что в базу территориальной избирательной комиссии (ТИК) введены такие данные: первая — «Единая Россия» — 515 голосов, у коммунистов — 29 голосов, а у «Яблока» — только четыре... Наблюдатель сфотографировал документы, выложил в блоге видео и фото организаторов фальсификации — председателей УИКа Валентина Колбаса и ТИКа Ирины Вялых.
«Сейчас я собираю заявления от людей, которые проголосовали за „Яблоко“ на этом участке, — рассказал „МК“ Фиников. — Их пока 11, но это уже больше заявленных ТИКом четырех голосов. Мы все заявления подадим в суд. Там будет два процесса: нужно добиться отмены результатов выборов на участке и пересчета голосов, и второй — наказать Вялых и Колбаса. Юристы „Яблока“ подготовили и передали мои заявления в ЦИК и прокуратуру. А в следственный комитет мое заявление отнес московский омбудсмен Александр Музыкантский, вручил лично в руки Бастрыкину. Бастрыкин написал сверху резолюцию: „Провести следственные действия“. Однако следственных действий, насколько мне известно, не ведется, со мной никто не общался. По ответу из прокуратуры все сроки истекли во вторник, но его так и нет. Из ЦИКа мне уже передали, что вообще никакого ответа не будет. Они жалобу даже не зафиксировали».
Чтобы предоставить слово второй стороне, «МК» несколько дней пытался связаться с Колбасом. Его мобильный номер больше не обслуживается, домашний телефон не отвечает, на рабочем месте (Колбас работал начальником охраны районного пункта общественного порядка) сидит совершенно другой человек, который о предшественнике ничего не слышал.
А вот до Ирины Вялых удалось дозвониться практически сразу. Но, сославшись на крайнюю занятость, она попросила перезвонить завтра и в дальнейшем только сбрасывала звонки. Мы пытались пробиться к ней через приемную ТИК, но там каждый раз отвечали, что Ирина Михайловна будет завтра. Сообщили только, что ТИК она возглавляет на общественных началах, а место ее основной работы — библиотека им. Ленина. В отделе отечественного комплектования библиотеки, где она числится, сообщили, что на работе ее нет и не будет, поскольку она профсоюзный активист и загружена общественной деятельностью.
Тем временем Центризбирком надул еще и самих надувателей — членов участковых комиссий, заплатив им примерно в 12 раз меньше, чем обещал.
Помнится, в сентябре зампред ЦИК Станислав Вавилов озвучил зарплату, которую получат члены комиссии при полной занятости. В Москве это 56 тысяч рублей. У меня (в порядке журналистского эксперимента я работал членом участкового избиркома) оплата была почасовой, но не скрою: когда я шел на последнее заседание нашей УИК № 98, как раз и посвященного выдаче зарплаты, меня грели определенные и, как оказалось, напрасные надежды.
Сумма действительно была почти такой же, как анонсировалось, но — не каждому, а на все и на всех.
Как сообщила председатель нашей УИК Ольга Маркова, на всю кампанию участку и 12 членам комиссии было выделено 54 699 рублей. После того как мы расплатились за сборку-разборку кабинок и КОИБов, уборку помещений и транспортировку документов из ТИК и обратно — на зарплату осталось 48 тысяч. Один из членов комиссии (делегат от ЛДПР) к работе так и не приступил, поэтому сумму поделили на 11 человек, пропорционально отработанным часам. Я отработал 18 часов в день выборов, 8 часов накануне плюс провел 4-часовое дежурство. В сумме — 30 часов, за что получил 2971 рубль. И еще 140 рублей в качестве компенсации за питание.
Три тысячи или 56 тысяч — чувствуете разницу? Но на других участках рядовые члены комиссии получили еще меньше. Благодаря присутствию делегата от «МК» наш участок стал образцовым: протоколы мы не фальсифицировали, голосов у «Яблока» не крали, и вообще председатель комиссии старалась, чтобы все было образцово. Вот и деньгами нас побаловала, обсчитав в том числе и себя. Председатель и секретарь комиссии перерабатывали по 4 часа в течение 20 дней. Плюс 26 часов в последние 2 дня. Получается по 106 часов на нос. Но себе они заплатили только в два раза больше, чем рядовым членам комиссии.
Напомним, в сентябре анонсировалось, что на организацию выборов выделено 7,1 миллиарда рублей, причем 98% пойдет на оплату труда участковых комиссий. Похоже, этим деньгам нашли лучшее применение.