Социально-экономический оптимизм, однако, разделяют не все. Об апокалипсисе постоянно глаголет оппозиция. Но у оппозиции работа такая — белое называть черным. Пессимистичен в оценках будущего экс-министр финансов Алексей Кудрин. Но главному финансисту, тем более бывшему, положено быть осторожным. А вот когда неутешительный прогноз дает группа товарищей, находящихся при власти, это повод задуматься: может, и правда впереди нас не ждет ничего хорошего?
На следующий день после телевстречи Путина с народом на сайте МВД России появился документ под названием проект «Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Если бы не указание авторства (МВД, УФСИН, Минобороны), можно было подумать, что документ написан западными наймитами по заказу госдепа.
Программа большая по объему и рассчитана надолго. О ее результативности можно будет судить только в 2020 году. Традиция у нас такая — работать на будущее. Что же нас ждет на этом светлом пути?
«Повышение уровня безопасности граждан за счет сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах.
Повышение уровня уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов.
Сохранение положительной динамики сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий»...
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что разработчики программы не обошли вниманием и тех, кто хочет жить здесь и сейчас. Им адресован первый этап реализации программы (2012–2015 гг.). Что же нас ожидает не в пору далекую, а сегодня?
В проекте программы социально-экономическая ситуация в стране оценивается как нестабильная, которая приведет к появлению новых криминогенных факторов. «К ним можно отнести рост инфляции, высокий уровень безработицы, невыплату и задержку выплаты заработной платы, повышение уровня бедности населения, увеличение уровня социального неравенства, расширение маргинальных слоев, рост социальной напряженности».
За сутки до публикации проекта Владимир Владимирович Путин говорил о том же самом с точностью до наоборот. Как же все это понимать? Надежда умирает последней? Придет национальный лидер и в ручном режиме снимет социальную напряженность? Но авторы программы невысокого мнения то ли о национальном лидере, то ли о ручном режиме. Иначе чем объяснить следующее утверждение: «Рост социальной напряженности прогнозируется и из-за снижения авторитета государственной власти, связанного в значительной степени с высоким уровнем коррупции, а также поверхностностью и декларативностью мер по обеспечению правового контроля деятельности политических и экономических элит».
После такого заявления уже кажется цветочками следующее: «Прогнозируется, что в ближайшие 3–5 лет неблагоприятные криминогенные факторы продолжат проявлять себя усилением криминальной опасности для населения страны, увеличением массива преступлений, совершаемых в общественных местах, ростом отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальной алкоголизацией и наркотизацией населения, разрастанием коррупции».
В такой ситуации вся надежда на правоохранительные органы. Ради повышения эффективности их работы была затеяна реформа по реорганизации милиции в полицию. И к чему она привела? А вот к чему.
Оказывается, в ближайшие три года эффективность работы полиции снизится, так как в ходе реформы «принципиально изменено организационное построение, перераспределены функциональные связи и ликвидировано значительное число органов внутренних дел районного уровня, а также отток кадров с учетом 20% сокращения сотрудников органов внутренних дел и повышения квалификационных требований к сотрудникам полиции».
Но в 2015 году все будет хорошо. «Возврат к стабильному функционированию и прежним показателям ожидается к 2015 году». Дожить бы.