«Убирали» всякий раз в разные места: назад в МВД, в Совет безопасности, полпредом ЦФО, главой Следственного комитета, вице-премьером по силовым структурам, губернатором Санкт-Петербурга, главой «Олимпстроя» и даже председателем Национального олимпийского комитета... Как только появлялась более-менее приличная вакансия в исполнительной власти — так сразу и начинали пристраивать и прилаживать к ней Бориса Вячеславовича, часами споря, достаточно ли она весомая для «четвертого лица в государстве». А он все не убирался и не убирался. Ну никак!
Даже стало казаться, что это навсегда. Но «навсегда» не бывает. Итоги выборов 4 декабря (в Кремле лучше нас знают, какие итоги настоящие) потребовали как минимум декоративных, имитационных изменений и как минимум в декоративном парламенте. «Движухи», в организации которой наши власти большие мастера. И вот уже все заняты делом, гадают: Жуков? Зубков? Нарышкин? Морозов? А может... нет, страшно вымолвить!..
Но кто бы ни занял кабинет в охраняемой зоне на шестом этаже бывшего здания Госплана, освобождает его человек, ставший одним из символов путинской эпохи. Публичный по должности политик, который за 8 лет так и не стал публичным политиком — то ли не хотел, то ли не мог. Страдают же некоторые люди разнообразными фобиями — кто пауков боится, кто замкнутого пространства... а Борис Грызлов, может, боялся журналистов? Когда в 2001 году он впервые появился в здании на Охотном Ряду и стал лидером фракции «Единство», все поразились, как трудно дается этому «питерскому» с благообразной, старорежимно-офицерской внешностью словоговорение, каким зажатым и скованным он выглядит на телеэкране. «Ничего, погодите, сколько мы таких видели: придут в Думу никакие, а через полгода, глядишь, опыту наберутся и как заговорят — откуда что берется!» — утешала тогда коллег одна очень-очень опытная дама. Прошло 8 лет, а он так и не заговорил. В дебатах никогда не участвовал. Настоящих, живых интервью почти не давал. К журналистам лично выходил на несколько минут, строго по графику: два раза в неделю, после Советов Думы, да иногда в дни заседаний, если обсуждалось что-то очень-очень важное.
В историю он войдет с фразой «Госдума — не место для дискуссий», произнесенной в декабре 2003 года. Если уж точно, говорил г-н Грызлов о «политических баталиях», которые уходили в прошлое, но суть фразы от этого не менялась. Над его особым, архаическим пониманием роли парламента много смеялись, но разве отличается оно чем-то от понимания сути демократии и демократических институтов самыми первыми лицами российской политики? Тем, кто для Бориса Вячеславовича всегда был и остается «начальником»?
Как говорят хорошо знающие люди, г-на Грызлова характеризует исключительная личная преданность. Назначили его «держать» парламент — он и держал как умел.
И ушел, когда сказали: не как публичный политик, привыкший работать на публику, а как чиновник, распространив через думскую пресс-службу документ под названием «Информация». «15 декабря я принял решение отказаться от депутатского мандата. Считаю, что, проработав в Государственной думе восемь лет подряд, я сумел реализовать многое из того, что мы планировали сделать с моими коллегами. И хотя закон не накладывает никаких ограничений, в данный момент я не иду в Государственную думу, считая неправильным занимать должность председателя палаты более двух сроков подряд»... Еще пообещал по-прежнему возглавлять высший совет партии «Единая Россия» и «работать на том месте, которое будет определено президентом». Каким — не уточнил.
Чем еще г-на Грызлова запомнит Дума? Возглавлял думскую команду по футболу, играл сам. Очень хорошая улыбка — жаль, что редкая. Детская страсть к рекордам: закрывая последнюю для него сессию Думы пятого созыва в конце ноября, похвастался тем, что за последние 4 года поставлен «абсолютный рекорд» по числу принятых законов. В неформальной обстановке носит белый вязаный свитер и поет под гитару. Про его личную жизнь, впрочем, неизвестно почти ничего.
15 декабря у Бориса Вячеславовича день рождения. 61 год. Трудно сказать, в каком настроении он покидает обжитой за долгие годы кабинет. Может быть, даже рад в глубине души, что наконец освободили его от этой тяжелой и не по сердцу, не по призванию ноши.
А в Госдуме кроме легенд и мифов будущим поколениям депутатов станет напоминать о нем портрет в фойе перед залом заседаний, рядом с портретом Геннадия Селезнева...
Судьбоносным для Грызлова стал вторник
Несмотря на то что слухи о возможном уходе г-на Грызлова из Думы ходили уже давно, вчерашнее событие стало для единороссов и окружения спикера полнейшей неожиданностью. Еще накануне высокопоставленный источник в «ЕР» говорил «МК», что Борис Вячеславович остается на «боевом» посту. Свое «заявление об уходе» Грызлов обнародовал после личной встречи с Дмитрием Медведевым, которая, по информации «МК», состоялась во вторник в Горках.
Грызлова активно «спроваживали» с поста несколько месяцев подряд. Между тем его окружение эту информацию опровергало. «Мы не пакуем чемоданы», — не далее как 5 декабря заявил «МК» один из ближайших к спикеру людей, начальник Управления пресс-службы и информации Госдумы Юрий Шувалов. Также он говорил, что в партии вопрос об уходе Бориса Вячеславовича не обсуждался.
Да, в партии не обсуждался. Но обсуждался в другом месте. По информации «МК», во вторник вечером, после встречи с лидерами парламентских политсил в Горках, Дмитрий Медведев провел отдельную встречу с Грызловым. На следующий день Борис Вячеславович обнародовал заявление, в котором сообщил о намерении отказаться от мандата. Окружение Бориса Вячеславовича новостью было ошарашено. Для высокопоставленных единороссов это также стало сюрпризом. За несколько часов до встречи Медведева и Грызлова источник в «ЕР» говорил «МК», что спикер в следующей Думе останется прежний: «Других указаний у нас пока нет».
Очевидно, что в истории с уходом Грызлова не обошлось — да просто не могло обойтись — без Владимира Путина. Борис Вячеславович — преданный соратник ВВП на протяжении многих лет. Принять решение о сдаче мандата спикер последних двух созывов мог только после консультаций (просьбы) со стороны главы кабмина. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил «МК», что Путин и Грызлов «были в постоянном рабочем контакте», но консультировались ли конкретно на тему ухода из Думы, он не знает.
Почти уже бывший спикер остается во главе высшего совета партии и, согласно заявлению, готов работать на любой должности, на которую его назначит президент. Глава Центрального исполкома «ЕР» Андрей Воробьев заявил «МК», что в субботу, на расширенном заседании генсовета, партия «обсудит кадровые решения, касающиеся распределения постов в Думе, в том числе и вопрос о новом председателе Думы». Между тем кандидатура будущего спикера может стать известна гораздо раньше. Вероятнее всего, этот пост займет кто-то из высокопоставленных чиновников, возглавлявших списки партии в регионах. На момент сдачи этого номера в печать от думских мандатов не отказались (во всяком случае об этом не было официальной информации) первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер Александр Жуков, вице-премьер Дмитрий Козак и глава Администрации Президента Сергей Нарышкин. Срок отказа от мандатов истекает 15 декабря. То, что председателем Думы станет непременно представитель фракции «ЕР», накануне заявил Борис Грызлов.
Материалы по теме: