Впервые о декларировании расходов ещё в 2008 году заговорил сам президент Дмитрий Медведев. Однако тогда до внесения конкретного законопроекта дело так и не дошло. Спустя два года эту меру как «серьёзный рычаг в противодействии коррупции» преподнес заместитель генпрокурора Александр Буксман. С тем же результатом. Наконец, в марте этого года Владимир Путин высказался за то, чтобы «человек, приходящий во власть, был прозрачен». А потому он должен предъявлять не только свои доходы, но и расходы. Вскоре руководитель аппарата – зампред правительства Вячеслав Володин получил поручение подготовить соответствующий законопроект. За это почему-то взялось Минздравсоцразвития. О принятии пока не слышно. Показательно и то, что правительство официально вынесло отрицательный отзыв на предложение ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции, которая содержит именно эту инициативу. А именно – «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». В случае если чиновник не может объяснить, откуда у него то или иное богатство, то государство, в соответствии с этой статьей, может его наказать по Уголовному кодексу РФ и конфисковать нажитое.
Да и Медведев, похоже, передумал. «Контроль за расходами… - задумался он, отвечая на вопрос одного из региональных журналистов. - Это возможно. Но аккуратно». Затем президент, противореча сам себе, дал понять, что декларирование расходов вводить не стоит. Он сообщил, что много думал на эту тему. И пришел к выводу, что внедрить такую инициативу в жизнь сложно «с правой точки зрения». Вот, например, выяснится, что доходы у чиновника, мягко, говоря, не совпадают с расходами. К нему придут и спросят: «Почему тратишь?» А он скажет: Всю жизнь копил». Или: «Родственники дают. Пойдите у них спросите».
Уфа
Таким образом, декларирование расходов, по его оценке, «может превратиться в наших условиях либо в способ сведения счетов, либо в такую систему, которая сама будет провоцировать коррупцию - поделись с нами, иначе мы будем тебя преследовать всю жизнь за большие расходы».
Неслучайно в мире, сообщил он, совсем немного стран, в которых декларируются расходы. В общем, рецепт борьбы с коррупцией, по Медведеву, таков: «Надо контролировать доходы, но вынимать всю душу. Так как это делают европейцы, американцы - чуть-чуть что-то сокрыл, и за это давать уголовную ответственность». Правда, успехов пока на этом поприще, мягко говоря, мало: наши чиновники продолжают смело и без оглядки указывать в своих декларациях жалкие доходы, при этом имея в собственности крутые дачи и авто. Пока последовать примеру США, к чему взывает президент, у наших бюрократов не получается: в штатах, по Медведеву, «боятся пропустить 10 долларов, потому что затаскают по судам, это - уголовное дело, и поэтому все декларируют».
И все же ДАМ считает, что за 3,5 года президентства ему «удалось сделать вещи (в борьбе с коррупцией), которые до этого не делал никто». «Чиновники - существо социальное, - продолжал он. - И от того, что чиновник получил три года условно, а не 13 лет лагерей, - это не самое главное. Важна неотвратимость наказания, а не реальный срок, и это показывает вся уголовно-правовая статистика». По его мнению, «важно, чтобы уголовное дело доходило до суда и заканчивалось приговором, а какой приговор - это уже вторичный момент». Хотя руки у президента, по его собственному шуточному признанию, иногда чешутся расстрелять того или иного коррупционера.
80% россиян, как показывают соцопросы, все же «голосуют» за декларации о расходах. Их хотели бы они увидеть для сравнения наряду с декларациями о доходах.