Одна из главных задумок рогозинской идеи состоит в том, что контроль над этой военной системой планеты Земля должен осуществляться Организацией Объединенных Наций. Президент России Дмитрий Медведев уже назвал проект «занятным». Но, естественно, есть и скептики. «Американцы не соглашаются даже на секторальную противоракетную оборону, предложенную еще в прошлом году президентом Медведевым, — заявил „МК“ Алексей Макаркин, зам. гендиректора Центра политических технологий. — Поэтому, думаю, еще в меньшей степени США готовы согласиться на глобальную систему, подведомственную ООН. Инициатива Рогозина свидетельствует о том, что в России все больше разочаровываются в возможности серьезно договориться с американцами по ПРО. На мой взгляд, все это носит сугубо пиаровский характер».
Но вместе с тем проблему «атаки из космоса» никто не отменял.
— Нет ни одного тела в Солнечной системе, которое не было бы атаковано другими космическими телами, — говорит специалист Института астрономии РАН (ИНАСАН) Александр Багров, который входил в комиссию по противодействию астероидной опасности, не так давно преобразованную в Экспертную рабочую группу по космическим угрозам Совета РАН по космосу. — Планета Уран практически лежит на боку — ее ось вращения находится в плоскости ее орбиты. Мы считаем, что это следствие крупного космического «ДТП». Между Марсом и Юпитером должна была существовать планета. Где она? Возможно, тоже разрушена крупным астероидом. На нашей планете крупнейшим считается 300-километровый кратер под антарктическими льдами, есть также кратер свыше 100 км в диаметре в Якутии... Примерно в те же времена, когда образовались кратеры, жизнь на Земле испытывала значительные испытания. Так, науке известно, что 65 миллионов лет назад в результате столкновения с крупным небесным телом, скорей всего кометой, на нашей планете вымерло более 75% процентов всего живого. И такая ситуация может повториться, а потому мы должны быть готовыми, чтобы по возможности снизить катастрофические последствия.
— Так ли необходимо нам кооперироваться в этой подготовке с США?
— Необходимо. Раньше проблемой астроидной опасности озадачивались по отдельности власти США, Великобритании, России. Теперь надо быстрее объединять наши усилия... Предположим, Россия или США, действуя в одиночку, уничтожили подлетающий к Земле астероид Апофис ядерным взрывом. Эта глыба (300 км в диаметре) больше не угрожает большей части земного шара, однако один из ее осколков все-таки упал, к примеру, на Индию. Кто в этом будет виноват? Конечно, в данном случае очень важен международный договор по противодействию угрозе из космоса, в котором были бы учтены все сложные вопросы. А если представить другую ситуацию: астрономам стало известно, что к Земле летит крупный метеор, который упадет на Африку. Жителям Европы и США беспокоиться нечего, но мы же не сможем оставить бедную Африку без помощи в такой сложной ситуации. Значит, на данном этапе составления договора и моделирования возможных последствий от катастрофы все действия должны проводиться исключительно в рамках международного сотрудничества.
— Астероид Апофис по-прежнему является сейчас самой главной для нас опасностью?
— Нашумевший Апофис я лично считаю не настолько опасным. Да, все ожидают его предсказанного визита в 2036 году. Но вероятность его падения очень невелика. Наиболее опасными я лично считаю не астероиды, а кометы. Тем более что все кратеры на Земле были образованы в результате падения именно кометных ядер.
— Ну а что делать, если, к примеру, опасное тело, угрожающее Земле, уже определено?
— Некоторые предлагают выстрелить в астероид или комету ядерной бомбой. Это крайняя мера. Мы сможем разрушить астероид, но получим вместо одного опасного тела множество. Это не выход. На мой взгляд, самым реальным является предложение направить к телу космический аппарат с реактивным двигателем и «отбуксировать» опасную глыбу на другую траекторию.
КАК БОРОТЬСЯ С АСТЕРОИДАМИ
Проект Gravity tractor (гравитационный тягач) — США. К астероиду типа Апофиса направляется аппарат массой в несколько тонн. Он подлетает к небесному телу на минимальное расстояние и становится постоянным его спутником. В результате со временем под воздействием гравитации астероид меняет свою траекторию.
Проект Deep inpact (глубокий удар) — США. К астероиду направляется аппарат и сбрасывает на него снаряд весом в 400 кг. При скорости столкновения 10 км/с происходит мощный взрыв, от которого небесный странник меняет траекторию.
Проект «Дон Кихот» — Евросоюз. Сначала к небесному телу отправится аппарат-разведчик «Идальго», а затем перехватчик «Санчо» совершит с ним столкновение.
Проект «Космический бильярд» (предлагался как российскими, так и американским учеными). Заметив летящий на Землю астероид, астрономы ищут в окрестностях от него второе небесное тело. Направив к нему космический корабль, производят столкновение с таким расчетом, чтобы выбранный объект впоследствии столкнулся с астероидом-«агрессором».
Материалы по теме: "Рогозин: НАТО стремится скрыть от мира свой принципиальный отказ идти на согласие с РФ по вопросу ЕвроПРО"