Уход Кудрина у разных политиков и предпринимателей вызывает разные чувства — от горького сожаления в либеральном лагере до злорадства в партии «Справедливая Россия», которая, благодаря прежде всего стараниям депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, давно уже объявила войну экс-министру за его бюджетный «непрофессионализм». Естественно, Дмитриеву ее однопартийцы тут же выдвинули в министры, обосновывая это тем, что ее бюджеты всегда верстались на 50% точнее кудринских. Впрочем, вряд ли кто-либо в Кремле всерьез отнесется к этому предложению, так как оно, во-первых, исходит из партии, имеющей мало шансов вновь войти в Госдуму, а во-вторых, расчеты самой Дмитриевой среди профессиональных экономистов также вызывают сомнения.
Между тем
<p>Валютный и фондовый рынок практически не отреагировали на информацию об отставке главы Минфина Алексея Кудрина. Торги на российских фондовых площадках вчера открылись ростом показателей. Индексы РТС и ММВБ выросли на 2,7%, да и рубль, зацепившись за растущую нефть, несколько восстановил позиции по отношению к доллару и евро. Дело в том, что экс-министр финансов Алексей Кудрин не влиял на динамику цены на нефть, поэтому его отставку крупные игроки проигнорировали. Инвесторов интересует в первую очередь внешний фон — развитие ситуации в Греции и ее влияние на экономику Еврозоны, а также поведение экономики США. Не случайно и кредитные рейтинги РФ остались на месте, сообщает Standard&Poor’s.</p>Однако есть и проходные претенденты. Таким, например, мог быть экс-министр экономического развития Герман Греф, в свое время работавший в тесной связке с Алексеем Кудриным. Но он поспешил откреститься от слухов, сообщив, что только что продлил контракт в качестве президента Сбербанка.
На первый план все чаще ставят Татьяну Голикову, министра здравоохранения и социального развития. До 2007 года она отработала в Минфине 17 лет, пройдя последовательно по карьерной лестнице от экономиста до первого замминистра, отвечающего, между прочим, за бюджет. В начале нулевых сам Алексей Кудрин на нее только что не молился. Она держала буквально в уме все ключевые цифры (а их тысячи). И в любой момент могла их процитировать. За ней Кудрин чувствовал себя как за каменной стеной. Политических амбиций у Голиковой вроде бы не наблюдалось (вплоть до перехода в Минздравсоц), а бюджетную лямку она тянула грамотно и уверенно. С точки зрения бюджетного профессионализма найти кандидатуру лучше, чем она, практически невозможно. Тут никакая Дмитриева не подкопается.
Но есть два «но». К Голиковой накопилось много претензий по ее «врачебной» деятельности. В частности, ее серьезно критиковали на площадке Народного фронта. И поэтому пожертвовать ею вслед за Кудриным будет явно полезно с электоральной точки зрения. Кроме того, она хороша именно как бюджетник, но не макроэконом. И если в Кремле решат, что сменщик Кудрина все-таки должен быть ему равновеликим во всех отношениях, то Голикова пролетает. Либо сразу, либо ее используют в качестве временной фигуры.
Полноценным сменщиком Кудрина мог бы стать его оппонент из кремлевской администрации, помощник Медведева Аркадий Дворкович. Он молод (родился в 1972 году), прекрасно образован и начинал профессиональную карьеру в Экономической экспертной группе, до сих пор тесно работающей с Минфином. В 2001–2004 годах был замом Грефа. Во властных кругах часто говорили, что он спит и видит себя на посту главы Минфина.
Еще один плюс — Дворкович сторонник не охранительной бюджетной политики, коей следовал Кудрин (все стащить в госказну, а потом ничего никому не давать, чтобы не разворовали), а политики развития, старт которой может дать именно федеральный бюджет через, например, разного рода налоговое стимулирование. Не случайно он был сторонником особых экономических зон, против которых Кудрин стоял до последнего.
Но и сам Дворкович неожиданно стал «хромой уткой». Слишком доверился Twitter. То события во время съезда «Единой России» не вызывают у него радости, то он смело называет Кудрина «своим учителем». За это могут и отправить вслед за Кудриным. А к тому же он может и сам не согласиться заменить Кудрина по этическим мотивам.
Между тем
<p>Председатель правительства Владимир Путин назначил в связи с отставкой Алексея Кудрина куратором финансово-экономического блока первого вице-премьера Игоря Шувалова, а и.о. министра финансов зама Кудрина Антона Силуанова. Последний работает в системе Минфина 26 лет. Путин на заседании правительства 27 сентября отметил, что Силуанов – «хороший, крепкий специалист». Его назначение согласованно с президентом Дмитрием Медведевым: «Это наше общее решение». Силуанов в Минфине отвечает за межбюджетные отношения и финансирование ОПК. Видимо, он военных финансировал лучше, чем его бывший шеф.</p>Называют еще и Михаила Задорнова, главу ВТБ24. Он работал министром финансов в 1997–1999 годах, сменив на этом посту Анатолия Чубайса, а уступив место — Михаилу Касьянову. Он, как считают эксперты, в отличие от Дворковича, скорее всего согласится стать министром финансов. Но Задорнов был среди тех, кто довел страну до дефолта 1998 года. А вот Кудрин в 2008 году этого не допустил.
Есть среди претендентов и нынешние заместители экс-министра Кудрина: Татьяна Нестеренко, она же глава Федерального казначейства, Сергей Шаталов, автор налоговой реформы начала 2000-х. Но они скорее всего могут рассматриваться в качестве врио. Слишком сильно они были связаны с бывшим шефом.
Циркулируют предположения, что в мае 2012 года первым вице-премьером по экономике и министром финансов Путин и Медведев назначат Анатолия Сердюкова. А что... Наладил работу налоговиков. Жесткой рукой проводит армейскую реформу, сокращая генералов и офицеров, и, главное, не платит лишнего ОПК. А разве не за это выступал и сам Кудрин?
Впрочем, все кадровые расклады сейчас выглядят несколько искусственно, так как отставка Кудрина для всех была неожиданной. Даже для тандема.
Важнее другое. Будет ли реальная перемена экономического курса, которого так ждет малый и средний бизнес. От Минфина давно требуют (в 2008 году «Деловая Россия» писала письмо Медведеву с просьбой отставить Кудрина) не только защищать бюджетные деньги от коррупционеров, а направлять их в развитие производства, что всегда делалось и делается на Западе. Например, несмотря на кризис, правительства стран ЕС выделяют до 125 евро на каждое вновь открытое рабочее место в частном бизнесе. Ждут также государственного проектного финансирования и создания 10–15 промышленных кластеров на территории России. Сходные представления, кстати, и у Михаила Прохорова.
Но вряд ли все это под силу одному Минфину. Здесь нужно задействовать все правительство. Не случайно вчера председатель «Деловой России» Борис Титов предположил, что вместо одного Кудрина нужно поставить сразу двух чиновников.
Материалы по теме: Ответ на вопрос, почему Алексей Кудрин всегда спорил с начальством, а также характеристики его предшественников.