Что же такого судьбоносного сказал ДАМ 18 июня на берегах Невы с ее “державным течением”? В данном случае не важно “что”, важно “как”. “Что” было уже обычным для ДАМа поддразниванием голодной на сенсации аудитории. А вот “как”… В стенографическом отчете мы читаем: “Я свое решение сообщу. Можете не сомневаться только в одном: мне этой “счастливой” участи не избежать… Ждать осталось совсем немного, но у каждой истории должна быть своя интрига. Иначе жить неинтересно. Давайте же подождем еще немножко”. А вот по телевидению кавычек, в которые взято слово “счастливой”, мы не увидели. “Счастливая участь”, по Фрейду, перекочевала от озвучивания — “кто пойдет” — к утверждению — “пойду я”. И в самом конце ДАМ сделал нечто совершенно неожиданное — он подмигнул крупным планом в телевизоре не только участникам форума, не только России, но и всему миру. Выражение лица президента было при этом не только лукаво-мальчишеским, но и успокаивающим. Оно как бы говорило: “Не беспокойтесь, ребята. В президенты пойду я”.
Прочитав этот мой “физиогномический” пассаж, читатель скажет разочарованно: “А я-то думал, что у автора есть какие-то конкретные факты. А он плетет чепуху о каких-то невидимых глазу кавычках и подмигивании”. Потерпите, скоро будут и факты — упрямая вещь, как называл их Сталин, или, по-современному, ИВС, потерпите, ибо, как учит ДАМ, у каждой истории должна быть своя интрига.
Американская поговорка гласит: “Не ремонтируй того, что работает”. Тандем, предмет миллиона насмешек, работает, и очень хорошо работает, работает по успешному методу разделения труда: Путин показывает России кнут, Медведев показывает миру пряник. Успехи налицо, хотя проблемы остаются.
Нет никакого сомнения в том, что Запад, в том числе и Вашингтон, предпочитает видеть в Кремле Медведева и вести дела именно с ним. И совсем не по принципу наименьшего зла. ДАМ для Запада, если можно так выразиться, “наибольшее добро”. И нам это выгодно. “Под Медведева” мы можем получить и членство в ВТО, и шенгенский статус, и даже несколько разжиженное американское ПРО в Восточной Европе. “Под Медведева” мы можем получить и другие плоды “перезагрузки”, провозглашенной президентом США Бараком Обамой. (Он же БХО. ) Кто знает, быть может, первые два — членство во Всемирной торговой организации и шенгенский безвизовый статус — мы имели бы уже сейчас, если бы тандем, определившись, ясно заявил: в президенты пойдет ДАМ. А без этого Запад побаивается, что Москва его надует: он ей и членство, и статус, а президентом станет ВВП. Многие важнейшие проблемы отношений Россия — Запад оказались в подвешенном состоянии потому, что тандем темнит, а Запад шантажирует. И это превращает ДАМа в невольного заложника обеих сторон.
Слово “заложник” имеет негативное звучание. Его надо или освобождать или выкупать. Но в данном конкретном случае это огромный плюс для Медведева — быть заложником. С одной стороны, он “освобождается” от тисков тандема. С другой стороны, Запад “выкупает” его, давая России то, что было давно обещано ей.
Итак, все о’кей? Как бы не так! Запад (в особенности Вашингтон) очень ненадежный и даже опасный партнер. Провозгласив “стратегическое партнерство” с Россией, он не хочет, чтобы оно было равноправным. Виною тому так называемый “триумфализм” Вашингтона. Что такое “триумфализм” применительно к российско-американским отношениям? Это утверждение Вашингтона: поскольку, мол, США выиграли у СССР “холодную войну”, они получили право на “репарации” в виде односторонних уступок со стороны Москвы.
Но строить плодотворные отношения на подобной платформе невозможно. Поэтому Вашингтон стал прибегать к слегка задрапированному жульничеству. Горбачев (МСГ) гарантирует Западу объединение Германии. Буш-отец обещает ему не включать Восточную Германию в НАТО и не атомизировать ее. Горбачев свое слово держит, Буш — нет. Клинтон обещает Ельцину, что НАТО не будет распространяться за пределы объединенной Германии. Но в течение нескольких лет членами НАТО становятся даже три бывшие республики Советского Союза. Приход в Белый дом Обамы и провозглашенная им “перезагрузка” (“reset”), то есть по существу новый “детант” (“разрядка”), казалось бы, клали конец этой жульнической практике. Россия обещала Вашингтону помощь в Афганистане и сдержала свое слово. (Кстати, Москва оказала помощь администрациям Буша и Обамы в Афганистане больше, чем их союзники по НАТО. ) Россия оказывает неоценимую помощь Вашингтону в сдерживании ядерных амбиций Ирана. Заключенный в прошлом году Договор о новом СНВ (сокращение почти на одну треть стратегических ракетно-ядерных арсеналов РФ и США) было более на руку Вашингтону, ибо Россия сокращала свое наиболее действенное оружие. Тем не менее на Потомаке эти “договоренности” были встречены в штыки, а неорыцари “холодной войны” объявили договоренности Медведев — Обама новым изданием пакта Сталин — Гитлер (!). И Обама струсил. О “перезагрузке” стали помалкивать. Советник Обамы по российским делам, назначенный им послом в Москве, Майкл Макфаул “объяснил”: “Мы посмотрим, имеются ли пути сотрудничать с Россией по вопросам, которые мы считаем нашими национальными интересами, но мы не хотим торговаться с ними”. (То есть с Москвой. ) Ничего себе “перезагрузка”! Вместо “торговли” односторонние уступки.
Этот дурно пахнущий дух, который в течение двадцати лет отравляет атмосферу российско-американских отношений, абсолютно не отвечает духу времени. Современная Россия уже далеко не Россия ельцинская. У нее клин на Америке уже не сходится в области модернизации. Кроме Вашингтона имеются Пекин и Берлин. Стал подгребать Париж. Россия великая военная (ядерная) и энергетическая держава, а Pax Americana отходит в прошлое. Но Вашингтон не хочет считаться со всеми этими переменами. Для него “перезагрузка” — это формула односторонних уступок России. Вашингтон возмущается, когда Медведев объявляет бывшие советские республики сферой стратегических интересов Москвы, но считает естественным их присоединение к НАТО.
Итак, двойной стандарт — на дипломатическом языке, жульничество — на общепринятом. Почему я заострил внимание на этом явлении и какое отношение имеет оно к президентским выборам в России? А вот какое. Кое-кто в Вашингтоне считает так: мы поможем ДАМу стать президентом, а затем в отношении статуса члена ВТО или Шенгена и т. д. покажем России кукиш, как показывали его Горбачеву, Ельцину и Путину. Но Вашингтон обманывал не столько российских президентов, сколько самого себя. Россия не слабела, а усиливалась. Медведев, надо надеяться, освободившись от доморощенного тандема и западного “заложничества”, еще энергичнее будет продвигать Россию по пути модернизации, не забывая и о демократизации, ибо и они эффективны только в тандеме.
Ну а если что, то ВВП будет стоять, как броненосец, на запасном пути…
В громком интервью “Файненшл таймс” Дмитрий Медведев заявил, что ответ на вопрос, быть ли его второму сроку, “должны дать люди”. Вчера в его подмосковной резиденции “Горки” выяснилось, что эти люди… врачи. После получения наград из рук президента некоторые из них признались Медведеву в личной симпатии и готовности “вместе модернизировать”.
Медведев во вступительном слове заметил, что “нам необходима современная медицина, а не медицина советского периода, как бы мы хорошо к ней ни относились”. “Мы все ее неплохо помним, во всяком случае, те люди, которые родились и выросли в Советском Союзе, а не в новом государстве”, — добавил он. Зам. главврача красноярской краевой офтальмологической больницы Людмила Черных сообщила, что они в своем крае “тоже принимают участие в модернизации здравоохранения”. А зам. главврача по онкологии и гематологии свердловской детской клинической больницы № 1 Лариса Фечина вообще призналась Медведеву: “Вы симпатичны нам как человек!”. Зав. отделением медцентра из Республики Саха (Якутия) Петр Захаров еще и пожелал президенту “крепкого, как якутский алмаз, здоровья”. Очевидно, чтобы хватило сил на обещанную в интервью дальнейшую модернизацию.
Немногим позже Медведев вручал совсем другие награды — за дружбу между народами. Медали Пушкина, например, удостоилась мексиканская балерина Амадор Соня Эстер Амелио, которая просто прокричала в микрофон: “Я вас тселую, обнимаю крррепко! “, дополнив слова озвученными действиями. Орден Почета достался главе Союза монгольских обществ дружбы со странами СНГ Жугдэрдэмийну Гуррагче, а орден Дружбы — президенту Американской торговой палаты Эндрю Соммерсу.