Владимир Путин встретился с членами федерального координационного совета в штабе фронта на Новом Арбате. Премьер, глава “Единой России” и лидер ОНФ в одном лице заявил, что считает правильной идею привлекать во “фронтовики” не только общественные организации и рядовых граждан, но и трудовые коллективы. “Однако коллективов в стране тысячи, и у нас нет цели огульно кого-то записывать (в ОНФ. — Н. Г. ) “, — заверил ВВП. Впрочем, он тут же оговорился: если трудовые коллективы все же будут присоединяться к ОНФ, “то мы будем очень благодарны”. “Но процесс должен идти снизу”, — сказал премьер. И добавил: “Нельзя, чтобы во фронт приходили люди, которые думают исключительно о собственных интересах”. Как отличить таких лицемеров от граждан, озабоченных судьбами государства, Путин не сообщил. Думается, самый надежный способ — проверять всех потенциальных членов фронта на детекторе лжи.
Борис Грызлов доложил, что представляет из себя положение о праймериз (“Народном предварительном голосовании”). По итогам предварительных выборов будут отобраны 150 беспартийных граждан, которые войдут в избирательный список “ЕР”. Правила предлагаются такие. Все, кто вошел в ОНФ, имеют право участвовать в праймериз. Предложения по кандидатурам возможных участников направляются в координационные советы фронта в регионах. Эта процедура, сказал Грызлов, могла бы проходить до 1 июля. После этого члены региональных советов должны будут направить списки желающих участвовать в праймериз федеральному совету в Москву. Здесь отберут лучших из лучших (по какому принципу, было неясно). Именно те, кто войдет в эти списки, и станут участвовать в предварительном народном голосовании. Оно пройдет в каждом регионе. Участники праймериз будут выступать перед специальными уполномоченными (иначе говоря, выборщиками), которые должны будут тайно проголосовать за полюбившегося им кандидата (можно даже за нескольких). Победители праймериз войдут в избирательный список “Единой России”. Да, и еще: число уполномоченных будет паритетным. Половина — от “ЕР”, вторая половина — от общественных организаций, входящих в региональные координационные советы ОНФ. В том числе из-за этих самых уполномоченных на вчерашнем заседании и разгорелся сыр-бор.
Конфликт затеял лидер ФНПР Михаил Шмаков. Он заявил, что давать всем организациям, входящим во фронт, одинаковую квоту на число уполномоченных совершенно несправедливо (уж кто-кто, а такой опытный профсоюзный боец точно знает, что такое справедливость, а что нет): “Есть организации по 20–30 человек, а есть те, в которых по миллиону. Еще один вопрос — члены профсоюзов, вступившие в партию (имеется в виду “ЕдРо”. — Н. Г. ), оказываются в неравном положении с теми, кто в партию не вступил”, — разгорячился оратор. Он предложил, чтобы общественные организации могли выдвигать для участия в праймериз не только беспартийных граждан, но и тех, у кого на руках есть партбилет. “Вообще-то мы предлагаем, чтобы общественные организации выдвигали беспартийных. Но если они будут выдвигать членов партии, я это только буду приветствовать”, — заметил Грызлов. Казалось, идея Путина зарезервировать 150 мест в списках “ЕР” для беспартийных граждан рушилась на глазах. Но нет, кто-то, не опознанный журналистами, немедленно ринулся в бой: “Оставьте 150 мест для беспартийных! “— “Я же только предлагаю, а не говорю, что будет по-нашему! “— побагровел Шмаков. В роли миротворца решил выступил Грызлов, который сказал, что в принципе общественные организации могут выдвигать и членов партии, но тогда эти товарищи будут участвовать в праймериз по квоте “ЕдРа”. “Вот вы, Михаил Викторович, сами и решите, как выдвигать своих людей, — раздраженно произнес президент РСПП Александр Шохин. — Мы же с самого начала договорились, что все равны”. Путин наблюдал за перепалкой абсолютно хладнокровно. Чувствовалось — привык. Удивило премьера совсем другое обстоятельство.
В какой-то момент встречи он предложил определиться с датой предвыборного съезда “Единой России”, назначив его на 3–4 сентября: “С тем чтобы обсудить программу (в народе. — Н. Г. ), с которой мы пойдем на выборы”. Тут немедленно возник один вопрос: а как же быть с праймериз, которые должны были закончиться 10 сентября? Впрочем, праймериз — это мелочи по сравнению с кое-чем иным. “Выборы в Госдуму должны пройти 4 декабря (то есть в первое воскресенье месяца. — Н. Г. ). Если президент подпишет указ о назначении выборов до 4 сентября (указ подписывается не позднее чем за 90 дней до даты голосования. — Н. Г. ), то мы вполне можем провести съезд в предложенное вами время и не нарушить закон”. Владимир Путин на слова Грызлова о законе сначала не отреагировал: “Ну и съезд проведем 3–4-го. Вполне успеем”. Однако уже через секунду на лице ВВП отразилось искреннее недоумение: “А как с этим (подписанием указа о назначении выборов. — Н. Г. ) связана дата съезда? “— спросил экс-президент РФ, которому в свое время доводилось подписывать соответствующий документ. Тут уже искреннее недоумение отразилось на лицах присутствующих. Борис Грызлов тактично объяснил премьеру, что предвыборные съезды могут проводиться только после того, как глава государства подпишет вышеупомянутый уже указ. “А! — Путин, казалось, едва не махнул рукой. — Ну если что, перенесем”.
Я надеюсь, что речь шла о дате съезда, а не выборов.
Материалы по теме: В РОТ Фронт, Народный фронт атакует Россию