По сложившейся в последнее время традиции, важные, но неоднозначные решения обнародуют накануне выходных — газеты не выходят, населению не до политики, а телевидение все правильно объяснит. Так было и на этот раз. Причем для всех троих решение об освобождении от должностей стало полной неожиданностью.
“Сегодняшние значительные кадровые изменения в высшем руководстве МВД, произведенные президентом Дмитрием Медведевым, на мой взгляд, не могут вызвать ни одобрения, ни порицания, а лишь недоумение, поскольку никому — ни парламенту, ни общественности — не объясняются истинные причины смещения и назначения отдельных руководителей этого ведомства”, — заявил в субботу зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
Глава МВД РФ Рашид Нургалиев в субботу же объяснил кадровые перестановки так: “У нас произошли изменения в центральном аппарате, потому что принцип политики ротации характерен не только для территориальных органов внутренних дел, он характерен и для наших окружных управлений, транспортной полиции и, конечно же, для руководящего состава центрального аппарата. Должен сказать, что мои заместители — и Михаил Суходольский, и Евгений Школов, и Алексей Аничин — 3 июня прошли переаттестацию, зарекомендовали себя с положительной стороны. Это очень ответственные руководители, которые имеют большой опыт работы. Вместе с тем существует принцип ротации, который характерен для всех, и поэтому президентом страны было принято соответствующее решение”. Суходольский назначен начальником главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Школов и Аничин, по словам Нургалиева, будут назначены на другие ответственные должности.
Объяснение, с точки зрения того же депутата Гудкова, довольно сомнительное. “Например, Михаил Суходольский, который до сегодняшнего дня был первым замминистра, назначен теперь начальником Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. О какой ротации можно говорить, если этот генерал был понижен в должности? “— заявил Гудков. “И думский Комитет по безопасности, и парламент в целом полностью отстранены от проводимой в этом ведомстве кадровой работы, что, на мой взгляд, не соответствует статусу даже президентской республики, которой сейчас является наша страна, ей больше подходит статус монархии XXI века”, — сказал он.
Ряд экспертов видят другое объяснение. Все трое считались людьми Путина. Аничин — его однокурсник, Школов — сослуживец по Дрездену, Суходольский именно при Путине стал генералом и сделал карьеру.
Следственный комитет МВД вместо Аничина теперь возглавит однокурсник Дмитрия Медведева генерал Валерий Кожокарь (до этого — начальник ГУ МВД по Центральному федеральному округу). Первым замминистра вместо Суходольского стал генерал-лейтенант полиции Александр Горовой. Его считают человеком Александра Хлопонина, полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Наконец, вместо Школова весь оперативный блок МВД возглавит генерал Игорь Алешин. Он считается профессионалом и креатурой идеолога милицейской реформы, замминистра МВД Александра Смирного.
Смирный, кстати, несмотря на заявленную Нургалиевым ротацию, на своем месте остался. А Школову, который с ним едва ли не в открытую конфликтовал, предложили место помощника главы Администрации Президента, но он отказался. Михаил Суходольский тоже выражал недовольство методами и идеями Смирного. Назначение же в Санкт-Петербург будет для него испытанием. Обстановка там непростая, но он, как считается, сможет остаться над схваткой и со временем вернуться в Москву.
В целом же, как считают эксперты, произошедшие кадровые изменения показали, что позиция Рашида Нургалиева сильна и по крайней мере до президентских выборов ему ничего не грозит. Что нельзя сказать о самом МВД — с новыми назначениями и в оперативном блоке, и в следствии скорее всего начнутся перестановки, а это может не слишком положительно отразиться на их работе.