Дорожное строительство. “Никто в мире не решает транспортные проблемы путем строительства новых развязок и дорог”, — подчеркнул Сергей Собянин, дав понять, что избавляться от пробок в столице власти предполагают, в первую очередь развивая общественный транспорт и организуя дополнительные парковочные места. Это означает выделенные полосы, увязывание платы за стоянку у тех же станций метро с проездом в подземке. Бурного роста экзотических видов транспорта — таких как монорельс — вряд ли стоит ожидать. Скорее власти будут работать над тем, чтобы увеличить скорость трамваев с 15 км/ч до 25 км/ч. Парковочные места в первую очередь будут строить вдоль магистралей и у станций метро, а вот заявленная организация 400 тысяч парковочных мест во дворах — это не самоцель. Тут многое будут решать сами жители: нужны им парковки под окнами или нет. Не является первоочередной проблемой и снос “ракушек”. Более того, компенсации владельцам сносимых гаражей будут выплачиваться при минимальном наборе документов на право владения ими — пусть даже это допотопное решение исполкома, не вполне легитимное с точки зрения современного законодательства. Платный въезд в центр Москвы делать бессмысленно, гораздо важнее четко распределить парковочное пространство в пределах ТТК, и до конца года эта работа должна быть сделана. Нужно определиться, сколько машин можно поставить в центре города. Даже если число авто, въезжающих в центр, уменьшить на 15%, это будет улучшением дорожной ситуации. Говорить о запрете въезда в город грузового транспорта и переходе автопарка на топливо и двигатели классом не ниже “Евро-4” тоже пока преждевременно.
Застройка. Москва, по словам мэра, уже перезастроена по плотности населения в 2,5–3 раза больше, чем Париж и многие другие мегаполисы. Более того: если бы в январе 2011-го не было приостановлено принятие правил землепользования и застройки, это привело бы к штамповке новых районов (в том числе и в центре города, на расчищенных площадях), и плотность застройки увеличилась бы еще вдвое. Сейчас же власти четко определились: исторический центр застраивать не будут.
Оплата услуг ЖКХ. Москва, возможно, осталась единственным городом, где льготы на оплату услуг есть у всех, вне зависимости от материального положения. “Процентов 20 москвичей достаточно состоятельные, еще процентов 30 — средний класс. Остальная часть, конечно, можно смело сказать, небогатые”, — рассудил мэр, подчеркнув, что скорее власти будут заниматься снижением тарифов, чем переходом на стопроцентную их оплату всеми москвичами. А добиться снижения тарифов можно. Например, в советское время технологические потери в сетях составляли 5%, а сейчас — 17%. Трудно сказать, откуда взялась эта цифра, — может, благодаря коммерсантам, которые незаконно “подрубаются” к городским энергосетям. Решать проблему оптимизации тарифов призван и новый руководитель “Объединенной энергетической компании”, которого назначат уже 6 июня.
Мигранты. Проблема эта очень сложна и нигде в мире полностью не решена. Механическим снижением квот результатов не добиться: мигранты тогда приезжают под видом обычных туристов. Возможно, квоты нужно, наоборот, увеличить — лишь бы достичь хотя бы четкой регистрации мигрантов, чтобы держать ситуацию под контролем. При этом рейды по выявлению нелегалов должны продолжаться.
О парадах и шествиях. На вопрос, почему власти для движений типа “Наши” с легкостью перекрывают проспект Академика Сахарова, а для разных “несогласных” ничего подобного не делают, мэр ответил: абсолютной справедливости нет, а есть вопрос политической силы. И неправильным будет в равной степени перекрывать магистрали ради организаций, способных собрать сотни тысяч человек (это могут быть не только “Наши”, но и коммунисты, например), и ради нескольких десятков дебоширов. Тем более что оппозиция ведет себя неконструктивно: место для митингов ей всегда предоставляют, но она всегда от него отказывается, настаивая на том, что будет митинговать там, где ей хочется, без учета интересов жителей и гостей города.
Между тем
<p>В интервью телеканалу “Россия 1” Сергей Собянин заявил, что к 2015 году власти планируют построить 75 км новых линий метро. Это позволит снизить загруженность метро до 10% с нынешних 40%. Число районов, не охваченных подземкой, уменьшится с 22% до 12—13%. А заммэра Москвы Марат Хуснуллин поручил рассмотреть возможность строительства новой станции метро на Люблинской линии. Она будет следующей после станции “Селигерская”, которую планируют открыть в 2014-м. Новую станцию построят “где дешевле” — либо возле МКАД, либо за ее пределами.</p>О ларьках и рынках. Здесь ничего нового градоначальником сказано не было: в целом против них власти ничего не имеют, но ларьки будут размещать по новым схемам. Главное, чтобы в городе была комфортная среда. А так, например, строительству новых выходов из станции метро “Петровско-Разумовская” не мешает ничего, кроме ларьков и палаток, забивших всю потенциальную строительную площадку. Аналогичные ситуации возникают сплошь и рядом.
О чиновниках. Оптимизация штатов, более эффективная работа городских структур остается одной из главных задач, равно как и борьба с коррупцией. “Ничего не боятся люди, — посетовал мэр. — Милиция мне каждую неделю приносит 5–7 дел по взяткам”. Но противозаконная деятельность будет по-прежнему решительно пресекаться.
О себе же Сергей Семенович заметил, что в его работе карьерной мотивации нет, он хочет сделать город лучше и “отсиживаться не собирается”.
О ЗИЛе. Именно эту промзону лучше сохранить в ее нынешнем качестве, тем более что прежние планы по ее жилищной застройке никто не горит желанием выполнять. Тут выгоднее запустить производство, чем остановить, в том числе и потому, что еще раз собрать коллектив людей, умеющих работать на сборочной линии и у станка, будет очень сложно. Но выпускать “Бычки” и дальше ЗИЛ не будет. Идут переговоры с КамАЗом по выпуску маленьких грузовиков и с “Рено” по выпуску небольших автобусов. За год надо постараться не остановить производство, подобрать инвесторов, структурировать производственные цеха.