В 2006 году за то же самое и на столько же лет в лагерь был отправлен тогдашний экс-кандидат в президенты Александр Козулин. Практика такая сложилась в Белоруссии: посмел тягаться с Лукашенко — отправляйся за решетку. А пять лет — это такая иезуитская издевка, экс-кандидатов на нары отправляют ровно на «президентский срок». Иных причин для осуждения ни Александра Козулина тогда, ни Андрея Санникова сейчас суд так и не выявил, хоть и старался. Увы, все доводы обвинения были разбиты в ходе процесса показаниями свидетелей, видео- и фотоматериалами и даже данными незаконной прослушки. Ну не выявилось никакого предварительного сговора, никаких планов по силовому свержению власти, и даже фактов массовых беспорядков в городе в ночь с 19 на 20 декабря. Наоборот, сами свидетели обвинения фактически подтвердили, что так называемый захват Дома правительства был провокацией властей. Свидетели-милиционеры честно признавались, что у них был приказ не трогать тех, кто бил стекла…
Рассуждать о неувязках в ходе процесса можно долго. Но бессмысленно. Приговор был вынесен до того, как начался процесс. Поэтому судья очень мило выслушивала свидетелей защиты, не мешала адвокатам подсудимых разбивать в пух и прах доводы обвинения — для нее все это не имело никакого значения. В субботу судья Наталья Четвертакова старательно зачитала приговор, признав обвинения доказанными. Суть этого процесса лучше всех выразил сам подсудимый. В своем последнем слове Андрей Санников сказал: «События 19 декабря и этот процесс я рассматриваю как проявление страха власти перед неизбежными переменами. Это месть за смелость и открытость».
Печальная ирония судьбы: в тот момент, когда Санникову выносили приговор, в другом суде его супруга, журналистка Ирина Халип, произносила свое последнее слово. «По отношению к моей семье власть применила тактику выжженной земли. Они хотели раздавить ее полностью, чтобы не осталось ничего, даже капли крови от нас…» О своем супруге, которого теперь не увидит долго, Ирина упомянула в своем последнем слове: «Я всегда останусь женой Андрея Санникова, и я счастлива, что из всех женщин мира он выбрал именно меня». Журналистке грозит 2 года лишения свободы с отсрочкой на два года.
По поводу приговора экс-кандидату уже высказались Европарламент, Великобритания и США. Президент Европарламента Ежи Бузек выразил глубокую солидарность с господином Санниковым, его семьей и всеми другими политическими заключенными, позорно заключенными в Беларуси. Пресс-секретарь Госдепартамента США Марк Тонер сообщил, что США признали политзаключенными пятерых экс-кандидатов в президенты: Владимира Некляева, Андрея Санникова, Виталия Рымашевского, Николая Статкевича и Дмитрия Усса, а также других активистов, в отношении которых идут судебные разбирательства по уголовному делу о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года. И потребовали их немедленного освобождения.
Андрей Санников об угрозах председателя КГБ Зайцева и пытках в СИЗО КГБ
Последнее слово Андрея Санникова
Последнее слово Ирины Халип