Справка "МК"
<p><strong>Замруководителя комиссии по ОПК Российского Союз промышленников и предпринимателей, начальник вооружения ВС РФ в 1994–2000 годах, генерал-полковник Анатолий Ситнов: </strong></p> <p>- Ту-214 — это вариант развития Ту-204, он летает 18 лет и зарекомендовал себя хорошим перевозчиком. Конструктивных недостатков у него нет. Есть производственные. Чтобы следить за этим на президентском самолете, есть ФСО. И обвинять в проблемах президентского Ту-214 ей нужно себя. Кроме того, все доработки на самолете должны согласовываться с генконструктором. Там же салон делала фирма, которую выбрала Администрация президента, а не главный конструктор. В результате президент во время одного из полетов столкнулся с проблемами. Но его подчиненные вину на себя брать не захотели и свалили ее на генконструктора Игоря Шевчука, который не выдержав лжи и беспардонных разбирательств, недавно скончался...</p>Заседание Совбеза началось даже раньше назначенного — дело в том, что обычно задерживающийся Владимир Путин прибыл в Горки чуть ли не в числе первых. Возможно, это связано с оригинальным способом передвижения премьера — на “Ё-мобиле”. Десять километров между резиденциями он успешно преодолел на сине-белом кросскупе — одном из двух гибридных автомобилей, предоставленных бизнесменом Михаилом Прохоровым.
У Дмитрия Медведева отношения с транспортом складываются не так хорошо. На заседании Совбеза президент рвал и метал: “Даже наши новейшие самолеты проигрывают иностранным по уровню шума двигателя, дальности полета и интеллектуальной начинке. Убедился на личном опыте!”. Как пояснил “МК” источник в окружении главы государства, Медведев недоволен “Ту-214”, который для него заказало Управление делами президента: “Президент летал на нем несколько раз, во время последнего полета возникли проблемы со стойкой шасси”. Кроме того, новый президентский самолет слишком сильно вибрировал и шумел. Поэтому и первый борт, и резерв были отправлены обратно на завод. Поступят ли “Ту-214” обратно в эксплуатацию, собеседник “МК” не знает. А между тем на ветер могут быть выброшены огромные деньги — один такой самолет стоит $50 млн.!
“Если дальше так пойдет, то не на чем будет летать президенту великой страны!” — предупреждает кремлевский источник. Дело в том, что “Ил-96”, оставшийся в президентском авиапарке, большинство небольших аэропортов и аэродромов не принимает. Так что по городам страны приходится использовать “конкурирующую” иностранную технику — самолеты Falcon.
Вот и у всей страны такая же проблема, как и у президента, — приходится закупать иностранную технику. “Нашим авиакомпаниям должно быть выгодно закупать отечественные самолеты, — потребовал Медведев. — Но не любые. Наша техника должна реально конкурировать с зарубежной по цене и качеству”.
Пока же средний возраст пассажирского магистрального самолета — 17 лет, говорит Медведев. У региональной техники этот показатель еще хуже — доходит до 30 лет. При этом в 2010 году было выпущено всего семь гражданских самолетов. Ситуация, по оценке президента, “унылая”. “Надо вкалывать, а не деньги требовать!” — обрушился ДАМ. Господдержка, объяснил он, возможна, но только на определенных этапах. Дальше должны тратиться сами компании, меняя линейку самолетов.
Впрочем, денег авиапрому все равно дадут -- 5 трлн руб . до 2020 года. Это в 10 раз больше, чем десять лет назад. На эти деньги президент наказал изменить парадоксальную ситуацию: “Надо, чтобы люди не летали в Красноярск и Новосибирск через Москву. Это следствие деградации авиапарка и возможностей аэропортов!”.