Из оказавшегося в распоряжении “МК” документа следует, что озаботиться высокими материями чиновников думского аппарата заставило решение президиума президентского Совета по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года. Причем нормами, прописанными в кодексе, должны руководствоваться все сотрудники думского аппарата “независимо от занимаемой должности”, вплоть до помощников депутатов. Совет, как известно, предписал всем госструктурам разработать аналогичные правила, которые должны стать основой профилактической воспитательной работы в чиновничьих массах.
В Кодексе этики думских аппаратчиков перечислены все нормы и ограничения, которые уже содержатся в законах, регулирующих особенности госслужбы. Например, нельзя оказывать предпочтение и демонстрировать симпатии или антипатии к отдельным “профессиональным и социальным группам”, зависеть “от влияния отдельных граждан или организаций”, избегать конфликта интересов.
Но несколько положений документа, который вскоре должен подписать спикер Грызлов, касаются особенностей общения с журналистами. Чиновники аппарата обязаны “соблюдать правила предоставления служебной информации”, говорится в нем, а к деятельности представителей СМИ в парламенте относиться “уважительно” и оказывать им содействие в получении информации о работе Думы “в установленном порядке”. То есть через пресс-службу... Самим же аппаратчикам не следует публично выступать в СМИ и “воздерживаться” (!!!) от “обозначения стоимости в иностранной валюте товаров, работы и услуг”.
Перечень этических норм, которых рекомендуется придерживаться, перечислен в специальной главе кодекса. Среди них — “воздержание” от “грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений”. А также “угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение”. Видимо, под последним имеются ситуации типа “он меня обозвал козлом, поэтому я ему и врезал...”
Еще рекомендуется воздерживаться от курения в зданиях Госдумы, за исключением специально отведенных мест. Место такое, как известно, с недавних пор на весь комплекс одно: вонючая и холодная комната на первом этаже.
Над внешним видом обитателям Госдумы придется как следует поработать — если они, конечно, захотят выполнять рекомендации кодекса. Мини-юбки и глубокие декольте, любимая форма одежды помощниц депутатов, должны уйти в прошлое. Кодекс предписывает “деловой стиль, который отличают официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность”.
Все сотрудники аппарата должны будут ознакомиться с кодексом и расписаться в том, что ознакомились. За нарушение положений документа им грозит “моральное осуждение” на заседании специальной комиссии аппарата Госдумы. Но едва ли это наказание станет самым страшным — гораздо опаснее обещание учитывать соблюдение требований кодекса при аттестации и “формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности”...