МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Госдума скрестила ужа с ежом

Несмотря на резкие выступления оппозиции, депутаты приняли “половинчатую” резолюцию по Ливии

Вчера думское большинство мучительно выходило из трудного положения, в которое его поставили Владимир Путин и Дмитрий Медведев, разойдясь в оценке резолюции 1973 Совбеза ООН. Заявление “О ситуации в Ливии”, принятое вчера парламентом, — результат попыток Белого дома и Кремля скрестить ужа с ежом и представить миру “единую” позицию тандема. Но “уж” получился скорее “ежом”...

Они несут “мир” Ливии. Фото: AP

между тем

<p>Во вторник вечером пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков счел нужным уточнить для прессы весомость последних оценок ситуации в Ливии, данных премьером и президентом: &ldquo;Оценка, которая изложена премьером, является не чем иным, как его личной точкой зрения, а оценка, заявленная главой государства, является единственной официальной позицией Российской Федерации, которой все и придерживаются&rdquo;.</p>

После того как в понедельник утром премьер и лидер “ЕР” Путин назвал резолюцию “неполноценной и ущербной”, спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал: депутаты непременно примут заявление на сей счет. Оно, по некоторым сведениям, было уже готово, и его содержание делало позицию премьер-министра (“личную”, как он подчеркнул) позицией российского парламента. Но к вечеру в понедельник президент Медведев заявил, что резолюция “в целом” отражает и наше понимание ситуации, а слова типа “крестовый поход” назвал “недопустимыми”. Сразу стало ясно: проект заявления придется переписывать, иначе спекуляции на тему раскола в тандеме получат официальное подтверждение, а “Единая Россия” фактически перейдет в оппозицию к главе государства.

Новый текст появился поздно вечером во вторник, и, по слухам, трудились над ним кроме депутатов и сотрудников МИДа помощник президента Сергей Приходько и замглавы аппарата правительства Юрий Ушаков. Докладывать депутатам о его содержании пришлось главе Комитета по международным делам Константину Косачеву. Каддафи, сказал он, в отличие от столкнувшихся с массовыми выступлениями народа правителей Египта и Туниса, не стал искать компромисса, не покинул власть, а используемые им методы борьбы с оппозицией “характеризуются особой жестокостью и неизбирательностью”. Согласиться с этим нельзя, заявил депутат. Но нельзя согласиться и с тем, как “пытается наводить порядок антиливийская коалиция”, которая тоже применяет военную силу “неизбирательно”, а резолюция, позволившая начать кампанию против Каддафи, “имеет очевидные изъяны и пробелы” (см. Владимира Путина). Но Россия правильно поступила, что воздержалась при голосовании в СБ ООН, не заблокировав принятие резолюции, потому что “вето означало бы поддержку властей Каддафи и противопоставление себя цивилизованному миру, в том числе его арабской составляющей” (см. Дмитрия Медведева). Одним из главных инструментов урегулирования ливийского кризиса может быть посредничество в переговорах сторон, и Россия готова выступить в роли посредника...

Полковник Каддафи выступил перед ливийцами. Фото: AP.

“Мы что, не понимали, что наше воздержание приведет к бомбардировкам?” — спросил Анатолий Локоть (КПРФ). Отвечал замглавы МИДа Геннадий Гатилов. Он поведал историю о том, как коварные западные страны “кинули” наивную Россию: “В своих контактах с партнерами в СБ ООН мы ставили логичные вопросы о том, как будет обеспечиваться режим бесполетной зоны над Ливией, и о временных сроках операции. К сожалению, мы не смогли получить ответов на эти вопросы”. Еще мы просили “не форсировать” голосование, но они взяли и форсировали...

Вице-спикер Жириновский потребовал сказать: действительно ли наш посол в Ливии Чамов был отправлен в отставку за то, что выражал категорическое несогласие с позицией РФ по резолюции? “Я не готов комментировать”, — только и вымолвил замминистра.

Потом начались выступления представителей фракций. Леонид Калашников (КПРФ) заявил: “В Ливии — вооруженный путч, а не народное восстание, как это было в Египте или Тунисе”. “Неужели у нашего руководства не хватило воображения, чтобы спроецировать ситуацию на Россию? — вопрошал коммунист. — Мы ведь тоже стреляем в бандитов на Кавказе, и давно, так почему когда мы стреляем — это бандиты, а когда Каддафи стреляет в бандитов — это называется стрелять в собственный народ?”

Владимир Жириновский (ЛДПР) тоже не удержался от страшных пророчеств: “Ливия — это репетиция, главная цель — Иран. А дальше им нужно будет ворваться в Среднюю Азию и Северный Кавказ, и чтобы дымился весь юг России. И конечный итог — примерно 2030 год — раздолбать Китай через пятую колонну в лице мусульман Западного Китая!” Зловредные “они”, как следовало из речи, — США и Запад в широком смысле слова.

Г-н Косачев в заключительном слове попытался еще раз объяснить: “Если бы мы использовали право вето, то мы остались бы с этим вето на руках, после чего, возможно, правящие власти Ливии утопили бы страну в крови”. Ответственность за это, дал понять депутат, легла бы на Россию.

Но поддержать “ежа с ужом” оказались готовы лишь единороссы и справороссы. КПРФ не участвовала в голосовании, а ЛДПРовцы нажали кнопки “против”.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах