Недовольство студентов одного из самых университетских городов мира связано с тем, что правящая партия националистов за все 4 года полномочий так и не выполнила своего главного предвыборного обещания — списать всем студентам долги за учебу. Теперь она обещает сделать высшее образование и вовсе бесплатным. Если за нее снова проголосуют.
Парламентарии к молодежи не вышли. Но пока она бушевала, депутаты терзали первого министра Шотландии Алекса Сэлмонда тем же вопросом: зачем надул подрастающее поколение? Тот винил во всем лейбористов: “Это вы в свое время сделали образование не просто платным, а очень дорогим. Мы спишем долги. Но сначала, чтобы они не росли, должны сделать университеты бесплатными”.
Лейбористы в ответ стучали руками по столам. Это традиционная форма недовольства в шотландском парламенте. Ради стука для законодателей даже изготовили специальные двойные столы: на одной поверхности можно держать бумаги и прочие нужные вещи, а по другой — долбить. При этом, несмотря на гвалт, здесь никто никого не перебивает. Даже в горячке полемики говорят по очереди, вставая и присаживаясь, чтобы выслушать ответную реплику.
Иное дело студенты. Они запросто могли бы разгуляться и даже что-то сломать. Но шотландских коллег спасли российские парламентарии. Спикер Совета Федерации в этот день читал лекцию в Эдинбургском университете, и часть манифестантов вернулась в альма-матер, чтобы его послушать.
И… едва снова не вышла на улицы, но уже по другому поводу. Рассказывая о совместных российско-британских планах, Сергей Михайлович сообщил, что в честь 50-летия космической эры летом на Трафальгарской площади в Лондоне Россия установит памятник Юрию Гагарину.
У слушателей округлились глаза. Как потом рассказал один из студентов, британцы трепетно относятся к историческим местам Объединенного Королевства, к тому же судят о современной российской скульптуре в основном по московскому памятнику Петру. Нашему спикеру пришлось успокаивать публику, поясняя, что монумент будет разумных размеров и простоит на Трафальгарке только год, после чего будет перенесен и установлен навечно на другой площади Лондона.
Поразил россиянин британцев и еще один раз: “Приезжайте к нам в Россию работать после университета. Ради вас мы уже в прошлом году упростили процедуру подтверждения ваших дипломов в России”, — хотел порадовать спикер. Но загвоздка в том, что эдинбургские дипломы нигде в мире подтверждать не нужно. Тут учились Дарвин и Вальтер Скотт, и этого, считается, достаточно. Обычно подтверждения требуют как раз российские дипломы.
В ответ один из студентов спросил: “Почти все иностранцы — доктора нашего университета — стремятся вернуться на родину. И только россияне к себе не возвращаются. Почему?”
— Они вернутся, когда ученому работать в России будет выгодно, интересно и престижно. Сегодня таких условий нет, — искренне ответил Миронов. Эдинбуржцы пожали плечами: зачем же нас тогда зовете…
Но диалог вышел дружеским. Проректор университета по международным связям Стив Хиллиер заверил нашего спикера, что университет готов к сотрудничеству с российскими вузами. А русские преподаватели Эдинбурга (их здесь оказалось более 10) после официальной встречи пожаловались спикеру, что уже пытались наладить совместные программы с коллегами из России. Но это оказалось невозможным из-за коррупции. Либо просят откат, либо по обмену навязывают не лучших студентов, а своих родных.
“Есть у нас чиновники, которым плевать на международные отношения, если ничего не прилипает к рукам, — согласился Миронов. — Ну так давайте ударим их по рукам. Запишите адрес моей электронной почты и расскажите об этих ситуациях”.
Результатом беседы Сергей Михайлович был явно доволен: “Они обязательно пришлют мне информацию. И я отреагирую”, — сказал он “МК”.
Эдинбург