Генералы и офицеры со всей России начали собираться на коллегию еще утром. Многие, встретившись, крепко, по-брежневски, целовались прямо в губы. Были приглашены и те, кого ярыми приверженцами нынешних реформ вряд ли назовешь: депутаты Госдумы, бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский, президент Академии военных наук Махмуд Гареев. Ближе к началу заседания в партере появился вице-премьер Сергей Иванов — бывший министр обороны, который в свое время уже не раз ставил точку на реформе армии.
В отличие от своего предшественника Медведев был подчеркнуто пунктуален и вошел в зал ровно в 12.59. Говорил кратко и четко. Президент сказал, что Россия проводит прагматичную и миролюбивую политику. В связи с этим он напомнил о недавно заключенном с США Договоре по СНВ. При этом он отметил, что миролюбивость политики не отменяет требования о модернизации Вооруженных сил. В связи с этим он наметил триединую задачу. Первое — это поступление в войска нового современного вооружения. Второе — создание новой качественной системы управления войсками. И третье — создание нового статуса офицера.
По словам президента, для этого потребуется:
1. Реализация госпрограммы вооружений до 2020 года, на которую направлена беспрецедентная сумма в 20 трлн. рублей. После ее реализации количество новых вооружений в армии должно быть доведено до 70%.
Тут же президент отметил, что часть обязательств по гособоронзаказу уже была провалена: “В ближайшее время я проведу разбор полетов”.
2. Повысить качество управления войсками и обратить серьезное внимание на взаимодействие не только видов и родов войск, но и союзных армий.
3. Совершенствование структуры войск. Создание ВКО, учитывая наше участие или неучастие в единой европейской системе ПРО.
4. Защита наших рубежей по всем направлениям. Особенно потребуется совершенствование структуры гарнизонов Дальнего Востока.
Безусловным приоритетом президент назвал социальный статус офицера. И подчеркнул, что модернизация армии должна проводиться подготовленными офицерами.
Касаясь социального пакета, Дмитрий Медведев сказал: “Здесь все решения приняты”. Он напомнил, что с 1 января следующего года офицерское довольствие увеличится в 3 раза, а пенсии военнослужащих в 1,6 раза.
Следующим на коллегии выступил министр обороны Анатолий Сердюков. Его доклад более развернуто повторил некоторые положения из доклада президента и состоял в основном из цифр. Так, Сердюков сообщил, в частности, что в 2010 году доля современных образцов вооружения в Российской армии увеличилась до 15%. “В войска поставлены: 27 баллистических ракет стратегического назначения, 34 стратегические крылатые ракеты воздушного базирования, шесть космических аппаратов, 21 самолет, 37 вертолетов, 19 зенитных ракетных комплексов, 61 танк и 325 боевых бронированных машин”, — сказал он. Сердюков также сообщил, что разрабатываются линейные радиостанции шестого поколения. В этом году начнутся поставки портативных радиостанций в войска. Минобороны приступает к построению перспективной связной спутниковой группировки, создание которой планируется завершить к 2018 году.
Министр обратился с просьбой к президенту о том, чтобы отбор курсантов в военные вузы проходил по тем же критериям, по которым сейчас он ведется в МГУ и МГИМО. Он уточнил, что в ближайшей перспективе наша армия сохранит смешанный способ комплектования. По мере улучшения привлекательности военной службы будет повышаться количество контрактников.
“Президент РФ одобрил предложения по содержанию 220 тыс. должностей офицеров и 425 тыс. военнослужащих, проходящих службу по контракту. Данное изменение численности рассматривается как перспективное”, — подчеркнул Сердюков.
После выступления министра президент Медведев снова взял слово. Он довольно сурово заявил, что поступления вооружений в войска будут взяты под его личный контроль. И заявил, что сейчас для этого хватает и денег, но также и иждивенчества. Отвечая на предложение министра упростить порядок передачи без госрегистрации ряда непрофильных военных объектов в муниципальную собственность, Медведев сказал, что об этом следует подумать, но “за эти годы многое растеклось между пальцами”. Поэтому к этой теме следует подойти аккуратно. При этом он тут же вспомнил о борьбе с коррупцией, которая в армии существует так же, как и в других структурах. И заявил: “Борьба с коррупцией в Вооруженных силах должна быть системой, иначе это дискредитирует то, что мы делаем”.