Чтобы тусовка не выглядела одиозной, организаторы акций протеста Людмила Алексеева, Борис Немцов и недавний заключенный Лев Пономарев были слегка разбавлены представителями религиозных конфессий, Владимиром Лукиным и академиком Велиховым. Кроме того, политиков и правозащитников разделили: с первыми Байден встречался утром, со вторыми — в середине дня.
“Сначала он сделал со всеми нами коллективную фотографию, — рассказала “МК” Людмила Алексеева. — Он ведь раньше был сенатором, а у всех американских сенаторов и конгрессменов есть привычка первым делом со всеми щелкаться и класть в архив. И если с тобой потом случится что-нибудь прекрасное или ужасное — снимок вытаскивается из архива”.
Когда птичка вылетела, Байден произнес небольшую речь о том, что американское правительство очень заинтересовано во вступлении России в ВТО, а затем усадил всех пить чай и удалился в другую комнату, куда стал вызывать гостей по одному или двое.
Людмила Алексеева и Лев Пономарев пошли парой. “Мне он сказал: “О, я вас знаю”, — говорит Алексеева. — Мы общались несколько минут о предстоящих федеральных выборах. О том, что если мы не хотим, чтобы у нас было как в Египте или Ливии, то важно добиться доверия между обществом и властью. А это возможно, только если избиратель верит итогам голосования. А пока у нас этого не наблюдается”.
“МК” спросил у г-на Пономарева, не рассказывал ли он вице-президенту о своем заключении в СИЗО? “Было бы нелепо говорить о себе, когда так мало времени отводится на беседу, — ответил правозащитник. — Я сказал ему, что пока у нас будет монополия одной партии — мы не сможем победить коррупцию. И о том, что у нас есть политическая цензура на федеральных каналах, оппозиционным партиям и правозащитникам не дают эфира. Он согласился. И выразил нам респект, сказав, что знает, какая у нас трудная и опасная работа”.
На встречу пригласили и лидера защитников Химкинского леса Евгению Чирикову. Вот что она рассказала “МК”:
— Мне позвонили из американского посольства и сказали, что приезжает вице-президент США и что он хочет со мной встретиться. Я даже не сразу поверила… Для меня был заготовлен сюрприз: диплом Woman of Courage Award за вклад в развитие экологического движения в России, это очень важная награда, всего 10 женщин в мире получили ее в этом году. Джозеф, оказывается, очень хорошо знаком с проблемой Химкинского леса, он сразу взял меня за обе руки, сказал, что я похожа на какую-то их киноактрису, которую все называют “мама в теннисных туфлях”, которая тоже боролась за окружающую среду. Он очень дружелюбно и открыто со мной говорил, вспомнил, что и он был когда-то молодым юристом и бесплатно защищал какой-то лес. “А теперь видите, я стал вице-президентом, все у вас будет хорошо, Женя!” — сказал Байден.
— Вы попросили его напомнить о лесе Владимиру Путину?
— Да, мы успели передать результаты общественно-экологической экспертизы, где представлен наш вариант трассы, и Джозеф Байден пообещал рассказать об этом премьеру. Мы также попросили ввести санкции против транспортных чиновников, которых мы подозреваем в коррупции. Я назвала конкретную фамилию — министра транспорта Левитина, который имеет большой личный интерес по данному проекту. Байден пообещал и сказал: не сдавайтесь, не падайте духом. Напоследок я ему сказала, что со дня на день нам снова придется ложиться под бульдозеры. Он пожелал удачи.
— Каких последствий вы ожидаете от встречи с Байденом?
— Они уже есть: теперь первые мировые политики видят, что проект коррупционный, продолжать его реализовывать просто неприлично. На конкретную остановку стройки завтра я не надеюсь, но мы делаем все, что можем…
“Есть ли польза от таких встреч?” — спросили мы Людмилу Алексееву. “Было бы более полезно, если бы установились прямые контакты между нашими руководителями и гражданами, а не между нами и руководителями других стран, — резонно подмечает правозащитница. — Но и такие встречи полезны, они добавляют значимости нашему сообществу в глазах наших собственных руководителей. Иначе бы они на нас вообще внимания не обращали, а так — приходится”.