“Возрастающее давление сверху сильно повлияло на саму среду радикальных националистов, — сделал вывод докладчик. — Раньше была тенденция к тому, что надо как-то объединяться вокруг публичных лидеров, пусть молодые активисты и относились к ним с подозрением: часто говорили, что они продажные. Но постепенно эта тенденция прекращается”. Верховский называет две причины, которые, по его мнению, могли привести к этому: либо уровень доверия к вожакам опустился до минимального, либо активисты находят сплочение вокруг публичных лидеров слишком опасным. “Всякое соседство с заметными людьми делает заметным и человека, который еще не попал в списки подозрительных у соответствующего департамента МВД. А те, кто планирует совершать серьезные насильственные преступления, естественно, не заинтересованы попадать под наблюдение”, — объясняет г-н Верховский. Таким образом, получилось, что среда радикальных националистов перешла на “чисто горизонтальное структурирование”: есть много маленьких групп, чаще даже без названия, связанных минимальными обязательствами. По мнению авторов доклада, беспорядки на Манежной площади 11 декабря показали печальную эффективность такого устройства: невозможно было найти организаторов.
Александр Верховский рассказал, что националистические движения в 2010 году находились в “неудобном маргинальном положении”. И именно поэтому они всеми силами пытались переломить этот имидж: “Для этого они делали разные вещи. Например, стали очень популярны мероприятия — и до сих пор мы это наблюдаем — “за здоровый образ жизни”, что соответствует новейшим веяниям в неонацистской среде и одновременно вроде бы респектабельно, хорошо. Они пытались включиться и в другие социальные проекты, чтобы показать, что они нормальные политические активисты, а не слегка переодевшиеся людоеды. Даже термин “правозащитник” был ими активно освоен — те, кто защищал людей, осужденных по насильственным расистским преступлениям, тоже назывались правозащитниками”.
На вопрос, почему произошли декабрьские события на Манежной площади, Верховский ответил: “Здесь произошла некая перемена, которая может сказаться очень существенно и в текущем году, — это касается футбольных хулиганов, да и вообще всех болельщиков. Всегда было много расистов — одновременно футбольных фанатов и активистов праворадикальных групп. Но в целом две эти среды — праворадикальных и фанатских активистов — существовали раздельно: существовало взаимное недоверие. Но даже в таких фанатских средах дисциплина не может быть вечна. Ее качество изменилось, и контроль был утерян. Часть молодых фанатов поехала на Манежку”.
Представленный вчера доклад был написан Александром Верховским в соавторстве с замдиректора Московского информационно-аналитического центра “Сова” Галиной Кожевниковой. Она скончалась 5 марта 2011 года после тяжелой болезни. “Призрак Манежной площади” стал ее последней публикацией.
***