Про саму ЗРС С-400 “Триумф” писали много и не раз. Считается, что более совершенных зенитных систем в мире просто не существует. Работа ее полностью автоматизирована, вычислительные мощности позволяют одновременно сопровождать до 300 целей, наводить на них до 72 ракет, обстреливать до 36 из них. Цели, с которыми работает система, могут двигаться на скорости до 4800 м/с и находиться в любой точке на удалении от 3 до 250 километров и на высоте от 10 метров до 27 километров. При этом в отличие от самого современного западного аналога — системы “Пэтриот” — С-400 ведет обстрел не заранее выбранного сектора неба, а в любом направлении. Время на переход из боевого режима в походный также в 5—6 раз меньше, чем у “американца”.
Таким образом, заявленные характеристики действительно превосходят любые мировые аналоги. Но перед тем как ставить готовые ЗРС на боевое дежурство, характеристики необходимо подтвердить еще раз. Подобные контрольные стрельбы все без исключения средства ПВО проходят в 708-м научно-исследовательском испытательном центре, располагающемся на полигоне Капустин Яр.
— Моя организация — это промежуточное звено между промышленностью и армией, — говорит руководитель НИИЦ Сергей Поляков.
По мнению специалистов, “Триумф” в роли средства ПВО настолько эффективен, что авиация противника в охраняемом районе находиться не может в принципе. Так, и.о. генерального конструктора ГСКБ “Алмаз-Антей” Валерий Гарбуз на вопрос о возможном исходе дуэли между дивизионом С-400 и новейшим американским самолетом пятого поколения F-22 ответил: “Это просто безыдейная провокация”. Гарбуз отметил, что у применяемых американскими ВВС высокоточных бомб и ракет радиус действия значительно ниже, чем у С-400, следовательно, обстрелять дивизион и остаться в безопасности никакой самолет также не сможет.
Однако разработчик заявляет, что “Триумф” способен не только бороться с ВВС противника, но и решать более сложные задачи нестратегической противоракетной обороны. Собственно, проверка эффективности С-400 в качестве средства ПРО и вызывала наибольший интерес военных. Для этого на полигоне были заготовлены три типа мишеней: “Стриж”, имитирующий крылатую ракету, “Кабан”, похожий на боевую часть баллистической ракеты, и гиперзвуковая мишень МР.
За несколько дней до назначенных стрельб новенький, только что собранный комплекс прибыл в Капустин Яр и отправился на стартовую площадку. Внешне дивизион ЗРС С-400 “Триумф” выглядит как несколько тяжелых машин. Похожий на обычный четырехосный грузовик пункт боевого управления, две машины с радиолокаторами (один для обнаружения цели, другой для наведения) и от восьми до двенадцати пусковых установок по 4 ракеты на каждой. В полку таких дивизионов обычно два или три.
Первый перевооружившийся на С-400 полк, расположенный в Электростали, получал системы по дивизионам с 2007 по 2010 год. Теперь производители передают сразу два дивизиона, и в скором времени сроки строительства ЗРС значительно ускорятся. Об этом говорил командующий ОСК ВКО Валерий Иванов.
— Существует план перевооружения, рассчитанный до 2020 года, чтобы к 21-му году вооруженные силы вышли на совершенно новый облик как в системе управления оружием, так и в самом оружии, а также в подготовке офицеров, которые эту технику будут эксплуатировать и принимать, — рассказал генерал. — Естественно, нам пока тяжело, и без промышленности, и без научного потенциала у нас не так все и получается. Но я думаю, что та задача, которую президент поставил в своем послании: создать воздушно-космическую оборону страны, — она будет выполнена.
Иванов также рассказал, что для надежной защиты Москвы нужно три-четыре полка С-400 и что следующий “Триумф” будет скорее всего отправлен на Дальний Восток.
В теории к 2014 году “Триумф” должен будет стрелять разными по дальности и скорости ракетами, что позволит решать задачи эшелонированной обороны неба. То есть когда работа над всеми типами ракет будет завершена, С-400 полностью заменит существующую сейчас связку трех систем “Фаворит”/“Тор”/“Бук”. Предполагается также, что “мертвую зону” вблизи от позиций “Триумфа” сможет прикрывать комплекс “Панцирь-С1”. За перехват целей на повышенных высотах будет отвечать система пятого поколения, которую разработчики решительно отказываются, в отличие от прессы, называть С-500. По словам представителей “Алмаз-Антея”, в данный момент они работают над этой системой и первые ее серийные образцы появятся в 2014 году.
Генерал Валерий Иванов также дал понять, что связка С-400/С-500 будет серьезным аргументом в торге с Западом относительно создания единой европейской системы ПРО.
Непосредственно перед контрольными стрельбами нового “Триумфа” командующий зенитными ракетными войсками ВВС Сергей Попов не скрывал своего удовлетворения.
— Впервые лет за 15, наверное, мы получаем систему полностью полком, как это делалось в советские времена, — поделился генерал. — Это очень важно для отработки взаимодействия всего состава полка, ведь успешная стрельба — это всегда результат совместных действий всего расчета.
Видно было, что Попов гордится своим оружием, причем не только новейшими образцами. Он рассказал, что в течение последних трех лет полки, оснащенные первыми комплексами С-300, стоящими на боевом дежурстве уже по 15—20 лет, по очереди прибывают на Капустин Яр и проверяют свою боеготовность.
— Я вам скажу, хорошо делали технику наши предшественники, — заявил Попов. — Пока у нас не было еще случаев, чтобы что-то не сработало.
Генерал с удовольствием рассказывал о преимуществах “Триумфа”, о том, что РЛС заметно отличается от предшествующих образцов, о том, что интерфейс управления напоминает обычные операционные системы для компьютеров и что в управлении используется аналог мышки, что вычислительные мощности заметно выше, чем у С-300. Казалось, генералу самому не верилось, что в нынешней армии может быть что-то на порядок лучше, чем где бы то ни было.
Посреди огромного полигона, где, как в любом другом гарнизоне, плохо топят, потому что вместо настоящего угля закупают не дающее тепла крошево, где одной из главных достопримечательностей считается 4-метровый “айсберг в степи” — результат прорыва теплотрассы, где офицеры вынуждены ходить в форме нового образца, которая не выдерживает морозов ниже 20 градусов, где даже в центральном здании научно-исследовательского испытательного центра средств ПВО половина окон либо заколочена фанерой, либо вообще отсутствует, посреди всего этого стоит что-то круче, чем у всех в мире.
В день контрольных стрельб стало понятно, что радость генерала была преждевременной. Время испытаний сначала перенесли с 10 утра на 12, потом на 15, потом еще на полчаса, потом еще. Стреляли в результате около 8 вечера, когда уже совсем стемнело. В темноте на дальнем краю небосвода зажглась и круто пошла вверх небольшая искра. Это в сотне километров запустили наконец мишень. Еще через семь минут тревожного ожидания ночную степь озарила вспышка, ракета с громким хлопком вылетела из пусковой установки и, осветив стартовую площадку выхлопом маршевого двигателя, с ревом ушла вверх. Сам момент поражения цели видно не было — небо заволокло дымом. Еще через пять минут “Триумф” дал залп уже двумя ракетами — со схожим результатом.
Увидеть невооруженным глазом, что там в результате сбили, было невозможно. Военные отчитались, что мишень поражена, правда, относительно ее типа уверенности не было: то ли она на парашюте спускалась, имитируя аэростат, то ли падала со скоростью 550 м/с. Проверять эффективность действий “Триумфа” против крылатых ракет генералы решили уже без посторонних.