между тем
<p>Корреспондент “МК” проверила вчера “пивные” полки в одном из самых крупных столичных супермаркетов. Как оказалось, сортов пива с содержанием спирта свыше 5% не так уж и много: примерно 1/3 от всего ассортимента. Продавец же одной из обычных палаток, узнав от меня, что нельзя будет торговать пивом только крепостью больше 5%, обрадовался: он рассказал, что “крепкое народное пиво” у них только одного сорта, да и берут его в основном не ночью, а вечером — когда “мужики возвращаются с работы”…</p> <p style="text-align: right;"></p>Однако, ознакомившись с предложениями правительства, вполне можно прийти к парадоксальному выводу, который озвучил вчера справоросс Антон Беляков: “Скоро выборы, поддержка производителей пива нужна и партиям, и власти, а пивные ручейки текут всюду, в том числе и в зал заседаний Госдумы”. Депутат имел в виду, что законопроект слишком мягкий по отношению к “пивнякам”.
Напомним: сейчас производство и оборот пива (безлицензионный, в отличие от производства и оборота водки и вина) регулируется особым законом, принятым в 2005 году. На пиво в отличие от водки и вина не нужно клеить акцизные марки, его можно рекламировать в вечернее и ночное время на ТВ и радио и продавать не только в магазинах, но и в киосках, и в ларьках круглые сутки. После вступления в силу новых правил (а это должно случиться 1 июля 2011 года) особый “пивной” закон умрет. Производство и оборот хмельных напитков будет регулироваться “алкогольным” законом: “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции”. Но...
Категорический запрет на рекламу на радио и ТВ на популярный слабоалкогольный напиток не распространяется. Лицензировать производство и продажу пива правительство не предлагает. Покупать в обязательном порядке марки у государства и наклеивать их на пивные бутылки, если речь идет о жидкости с содержанием спирта меньше 7% (львиная доля пивного производства), не придется.
Если посмотреть на новые, дополнительные ограничения на розничную продажу алкоголя вообще, то становится ясно: они коснутся лишь тех сортов пива и тех слабоалкогольных напитков, чья крепость превышает 5 градусов. Их предлагается запретить продавать “в местах массового скопления людей”, а также в киосках, ларьках, с рук, лотков и автомашин. Т.н. “легкого” пива это не касается.
Сейчас 38 регионов уже ввели на своей территории запрет на продажу алкоголя в ночное время. Правительство предлагает установить запрет федеральным законом, на всей территории страны: с 23.00 до 8.00. А властям субъектов Федерации дать право устанавливать дополнительные условия. Но и здесь для пива сделана оговорка: под общую статью подпадают лишь напитки крепче 5 градусов! Комитет по экономической политике считает, что и эту “необоснованную преференцию” у пива надо отобрать — при подготовке законопроекта ко второму чтению. Согласится ли правительство — большой вопрос.
В целях “ограничения приобретения” слабоалкогольных напитков (так говорится в пояснительной записке к законопроекту) вводится запрет на продажу жидкостей с содержанием спирта менее 7% в таре больше 330 мл. Это удорожает расфасовку, а соответственно, и розничную цену на пиво — значит, покупать станут меньше, надеются в правительстве. Но эта мера начнет действовать лишь с 1 июля 2012-го — чтобы дать производителям возможность перестроиться и распродать запасы, расфасованные по нынешним правилам.
Голосование было единодушным, хотя качество законопроекта устраивает далеко не всех. “Слишком робким” назвал его, например, коммунист Владимир Кашин. По его мнению, лекарство от спаивания населения только одно: госмонополия по советскому образцу, а ее-то правительство и не предлагает. Второе чтение по плану состоится в конце марта.