Визит Владимира Путина в Госфильмофонд должен был начаться с осмотра нового корпуса в «Белых столбах». И неспроста: здесь решаются сразу несколько важных задач — оценивается качество изображения и звука всех фильмов, выходящих в российский прокат, идет реставрация и перевод в «цифру» старых лент, располагаются более половины всех госфильмофондовских единиц хранения (531 тыс роликов из 960 тысяч).
В начале премьеру хотели показать, как работает кино-ОТК: входной контроль за качеством изображения и звука. В маленьком темном зале вместе с начальником ОТК он должен был проинспектировать техническое качество последнего фильма Станислава Говорухина «В стиле Jazz”: картинку — как и положено на глаз, а звук — на слух с подстраховкой в виде цифровой и аналоговой фонограмм, замельтешивших на экране. Работа должна была идти в щадящем режиме: ВВП предложили бы не два фильма сразу, как обычным сотрудникам ОТК, а только один. Но не задалось. Путин сразу отправился на заседание. А потому не увидел ни этого, ни других чудес Госфильмофонда — в том числе хранилища на более полумиллиона роликов, студию, где была оцифрована, а позже раскрашена, правда уже в Голливуде, всенародная любимица «Золушка» и много чего другого. Впрочем, вопросов к говорухинской продукции у ОТК не возникло (идеологию фильмов оценивают не здесь, а в Минкульте), так что новый шедевр депутата-режиссера все же получил прокатное удостоверение, пусть и без подписи ВВП. Но дело есть дело.
Каждое поколение снимает свое кино, показывает своих героев. По героям нашего кино будут судить в значительной мере и о нашем времени. Но станет ли современное российское кино достоянием мировой культуры, зависит от тех, кто собрались в этом зале, - открыл заседание Путин.
Впрочем важна и помощь государства тоже, признал он. Для того в конце 2009 года и создавали Федеральный фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии. И теперь настало время подвести первые итоги его работы. Тем более, что на развитие кинематографа в 2011 году из федерального бюджета выделено 4,3 млрд рублей, сообщил Путин.
«Первые итоги» оказались не очень впечатляющими. В 2010 году из 338 фильмов российского проката было всего 69 отечественных — и не только из-за того, что у нас мало снимали, но и потому, что нашу продукцию не берут прокатчики — народ на них не идет: «Бывает, что фильмы получали мощный государственный пиар, а зрители их игнорировали», - признал ВВП.
Есть, как оказалось, и другие проблемы. По словам министра культуры Авдеева в работе фонда выявились «шероховатости. Общество настороженно относится к критериям, по которым отбирались 8 кинокомпаний, получивших господдержку через фонд, а также к тому, что теперь к ним, а не к государству должны обращаться за помощью остальные». Путин озабоченности киношников не разделил:
Деньги-то все равно государственные. Так что никому не придется их клянчить с шапкой в руках. Но если и в самом деле есть шероховатости, их надо поправить.
Жизнь поправит, - ответил Авдеев. - Не надо расстраиваться.
Правда, кое что, как оказалось, поправить придется, признал он. Например, усилив финансирование детского, авторского и дебютного кино (в 2010 году их господдержка сократилась на 300 млн рублей), или увеличить расходы на содержание ВГИКа и Петербургского института кинематографии (сегодня, по словам Авдеева, они «на голодном пайке»). Наверняка, всплыли и другие проблемы. Но узнать о них зритель, похоже, сможет только на собственном опыте: конец заседания по кинематографии прошел в закрытом режиме.