На прошлой неделе Комитет по безопасности заседал 6 часов, решая судьбу многочисленных поправок, внесенных самыми разными авторами. Среди них были и те, которые г-н Васильев назвал “поправками оппозиции”: их подготовила межфракционная рабочая группа, а в нее входили и члены “Единой России” (Александр Хинштейн и Борис Резник). Так что если это и была “оппозиция”, то оппозиция реформе милиции в том виде, как ее предложили МВД и президент Медведев. Когда стало ясно, что большинство идей этой самой “оппозиции” отвергнуто, а в законопроект вносятся в основном технические, не меняющие его сути изменения, из уст некоторых представителей группы прозвучали слова, что “реформы нет — все сведется к изменению названия”. Но комитет решил еще раз вернуться к обсуждению 10 предложений. Вчера стало ясно, что некоторые из них будут одобрены. Насколько они повлияют на характер грядущих изменений? Судите сами.
Удалось несколько ограничить полномочия полицейских применительно к налоговым преступлениям. Предлагалось наделить их правом получать информацию (вплоть до банковской тайны) даже в том случае, если речь идет лишь о “предупреждении” налогового преступления. Теперь — лишь при расследовании уже совершенного преступления. Кроме того, “беспрепятственно” знакомиться с любыми документами любых организаций при расследовании преступлений полицейские смогут лишь в том случае, если эти документы относятся непосредственно к тем самым расследуемым событиям.
Сомнительное и размытое положение, позволяющее полиции беспрепятственно проникать (путем взлома, если потребуется) “для установления обстоятельств совершения преступления” в жилище граждан, наконец-то исчезло из текста законопроекта.
А вот права на телефонный звонок для всех задержанных полицией добиться не удалось. “Как быть, если речь идет о случаях, когда информацию о задержании необходимо скрыть в интересах следствия?” — задал риторический вопрос замглавы комитета Владимир Колесников (“ЕР”). Он перечислил категории лиц, которым связаться с родными и близкими не позволят: это беглецы из мест лишения свободы, граждане, находящиеся в розыске или уклоняющиеся от исполнения административного наказания, т.е. должники. А также те, кто уклоняется от принудительного лечения и убежавшие из психиатрических лечебниц.
В последний момент в законопроект внесли уточнения, связанные с порядком прохождения внеочередной аттестации сотрудниками милиции: она должна определить, кого из них следует брать в полицию. Так вот, по итогам аттестации милиционерам будут предлагать работу на нижестоящих должностях и с понижением в звании. Или увольнять.