“МК” неоднократно писал о законе, вступившем в силу с 1 января: он меняет порядок определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за детьми до полутора лет. Расчетный период увеличен с года до двух лет, а чтобы получить пособие в полном объеме, гражданину придется предъявлять справки о заработке со всех мест, где он трудился в течение последних 2 лет. За счет этих новаций Минздравсоцразвития, которое писало закон, правительство, которое его внесло в парламент, депутаты-единороссы, которые за него голосовали, и президент, который закон подписал, надеялись заткнуть в бюджете ФСС дыру в почти 100 млрд. бюджетных рублей.
Затея эта прозвучала диссонансом с Посланием президента Федеральному собранию, где г-н Медведев много и подробно говорил о поддержке материнства и детства. Беременные вышли на улицу. Это впечатляло. И вот в конце декабря глава государства признал: в текст только что принятого закона нужно внести изменения. В Думу за подписями видных единороссов был внесен подготовленный Минздравсоцразвития проект, который разрешает женщинам, имеющим право на декретные и пособия по уходу за детьми до полутора лет, в 2011 году самим выбрать, какой порядок расчета им выгоднее: новый или старый.
“Если в двухгодичном периоде застрахованное лицо имело перерывы в работе либо у него была более низкая заработная плата в каком-то периоде (например, в 2009 году), чем в последние 12 календарных месяцев… применение нового порядка расчета пособия может привести к снижению его размера по сравнению с тем, если бы пособие было исчислено по ранее действовавшим правилам”, — говорится в пояснительной записке к проекту. Переходный период, по мнению авторов, “даст возможность гражданам возможность адаптироваться к вносимым изменениям (внимание! — “МК”), в том числе при решении вопроса о дате рождения ребенка”. Докладчик, Татьяна Яковлева (“ЕР”), уточнила: тем, кому декретные или пособия по уходу за детьми начислят в период между 1 января 2011 года и датой вступления в силу обсуждаемого документа, все пересчитают.
“Почему вы не признаетесь, что совершили в декабре ошибку, что подставили президента?” — спросила Алевтина Апарина (КПРФ). Можно подумать, президент у нас — младенец, не ведающий, что творит, и на каждом шагу “подставляющийся”… “Хочу напомнить, в каких тяжелых условиях принимался закон”, — ответила зампред думского Комитета по труду и социальной политике Фарида Гайнуллина (“ЕР”). Она, очевидно, имела в виду, что единороссам очень не хотелось голосовать за очевидно непопулярную, издевательскую инициативу правительства. “Надо признать, что это плод компромисса, — продолжала г-жа Гайнуллина, — и что мы не до конца учли все последствия принятого решения”. “Самое главное — никто от этого не пострадал”, — поддержала коллегу по фракции г-жа Яковлева. А испорченные нервы беременных не считаются?
Многие депутаты интересовались, нельзя ли продлить переходный период: почему только год? Но замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин надежд не оставил: “Сам принцип, который был заложен в новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, мы считаем правильным”. Он сказал, что в министерстве с самого начала хотели установить переходный период для будущих мам — “чтобы люди, которые планировали завести детей в 2010 году, не зная о грядущих изменениях, не пострадали”, но денег на компенсации из федерального бюджета тогда Минфин не нашел. “Слава богу, что после поручения президента, — заявил чиновник, — поиск средств пошел активнее (на 2011 год потребуется 16 млрд. рублей дополнительно). У ФСС есть лишь несколько способов не вылететь в трубу, — объяснил он, — или повышать страховые взносы, или оказывать помощь фонду из федерального бюджета, или уменьшать объем обязательств перед гражданами”. Власти выбрали последнее.
Второе и третье чтения законопроекта намечены на конец января. “Экономить на беременных — не самый лучший способ экономии для государства, которое хочет называть себя социальным”, — заявил вчера первый вице-спикер Олег Морозов (“ЕР”). Экономия на матерях, наверное, социальное государство уже не позорит: если ребенок заболеет (без болезней, к сожалению, дети не растут), больничный маме рассчитают по-новому, то есть исходя из заработка за 2 года. Да и на беременных мы сэкономим — не в этом году (в декабре — парламентские выборы!), так в следующем.