“Приговор поразил своей жестокостью, цинизмом, неуважением к элементарным нормам юриспруденции”, — отметил Сергей Антонов, адвокат экс-сенатора. Он напомнил журналистам, что в деле нет ни одного объективного доказательства вины Изместьева. “Все обвинение построено на показаниях главаря банды Сергея Финагина. Но даже он заявил о том, что экс-сенатор не причастен к взрыву автомобиля, который следствие квалифицировало как теракт. Хотя именно по этому, самому недоказанному эпизоду Изместьеву было назначено пожизненное наказание. Из-за надуманных обвинений в терроризме Изместьева лишили и права на суд присяжных. Я считаю это не торжеством правосудия, а торжеством мракобесия”, — подчеркнул адвокат.
По мнению правозащитников, судебное разбирательство по обвинению экс-сенатора проходило с грубейшими нарушениями законодательства, которые поставили под сомнение и объективность, и достоверность доводов суда. При этом Следственный комитет при прокуратуре скрыл от суда ряд важных доказательств, которые могли бы повлиять на выводы судей о причастности обвиняемого к покушениям на предпринимателя Юрия Бушева, убийствам нотариуса Галины Перепелкиной, директора по производству Новоуфимского нефтеперерабатывающего комбината Салавата Гайнанова и других людей. Например, потерпевший Бушев, свидетели Черемных и Синицын даже назвали фамилии заказчиков убийства нотариуса Перепелкиной. Однако эти показания почему-то не заинтересовали профессиональных судей, и этих свидетелей даже не пригласили на суд. Такая практика ясно показывает, что от произвола спецслужб не застрахован никто.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сообщила, что сейчас правозащитники по примеру дела Магнитского готовят в конгресс США и Европарламент письма с просьбой запретить въезд в цивилизованный мир и заморозить все зарубежные активы сотрудников спецслужб и прокуратуры, причастных к нарушениям законодательства в деле Изместьева. “Материалы с доказательствами сейчас собираются и вскоре будут переданы влиятельным политикам США и Евросоюза”, — добавил Лев Пономарев, исполнительный директор ООД “За права человека”.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что это дело напрямую связано со скандальной приватизацией башкирского ТЭКа. “В деле постоянно мелькают “неустановленные лица”, которые выступали заказчиками убийств людей, сопротивляющихся приватизации. К сожалению, суд так и не установил этих лиц. Хотя не для кого не секрет, что приватизацию осуществляли Муртаза Рахимов и его сын Урал. Именно они за копейки установили контроль над “Башнефтью” и рядом нефтеперерабатывающих заводов. Однако вину почему-то свалили на Изместьева, который от приватизации не получил ничего”, — отметил Кабанов.
“Дело Изместьева дает нам много уроков, — отметил Андрей Бабушкин, председатель Комитета за гражданские права. — Во-первых, мы увидели, что суд присяжных может стать объектом манипуляций со стороны судейских чиновников. Во-вторых, существует легальный способ лишить суд независимости. И этот способ называется “оперативное сопровождение уголовных дел”. В-третьих, спецслужбы могут ногой открывать совещательную комнату судей и диктовать им свою волю”.
До конца года адвокаты Изместьева намерены подать кассационную жалобу в Верховный суд РФ.