Мост через Керченский пролив станет крупнейшим российско-украинским проектом за последние годы. Идею возведения этой переправы еще до начала Великой Отечественной одобрил Иосиф Сталин, даже заказав для этих целей металлоконструкции в Германии. В 1943 году немцы сами пытались построить этот мост для снабжения почти изолированной группировки на Северном Кавказе, но не успели. Крым был освобожден советскими войсками, и переправу все-таки возвели наши. Однако многострадальный мост простоял всего год: более 40 опор были повреждены ледоходом, и сооружение пришлось разрушить.
Сейчас украинцы и россияне преодолевают пролив при помощи паромной переправы. По словам помощника президента Сергея Приходько, вторичное сооружение моста предлагалось нашей стороной не раз — в частности, идею лоббировал Юрий Лужков. Однако строительство останавливали высокие затраты.
Теперь сотрудничество между странами, как сообщил вчера Дмитрий Медведев, вернулось на докризисный уровень. По его словам, теперь мы с соседями торгуем так интенсивно, как будто не было разногласий во время президентства Ющенко. “Многие предприятия работают как единый технологический комплекс”, — уверен президент. С ростом пассажирских и грузовых перевозок и решено было вернуться к идее “наведения моста”.
По подсчетам украинской стороны, для строительства необходимо будет привлечь не менее 900 млн. долларов, которые могут окупиться через пять—семь лет. Однако в оценках готовности проекта президенты расходятся: Янукович ждет его к 2012 году, когда на Украине пройдет чемпионат Европы по футболу, а Медведев — к Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
Впрочем, мост мостом, а проблемы с забюрократизированной процедурой пересечения границы все же предстоит еще решать, говорили оба президента.
Как подчеркнул Янукович, в эту — уже десятую — встречу коллегам удалось обсудить все вопросы сотрудничества (не случайно переговоры затянулись на два часа). Украинский президент уверил “соседа”, что его страна больше не будет представлять собой проблему для транзита газа в Европу.